Автор: Эльвира Садрутдинова
В предыдущей статье мы начали говорить о препятствиях, мешающих нам простить:
Перечислим же их:
1) Неуверенность в себе:
Когда я не уверен в своих отношениях с людьми, то я могу принять обиженный вид, который предаст мне ложное ощущение правоты и собственной значимости.
2) Раздражительность/гневливость:
Я могу впасть в это состояние, и даже испытывать некое удовольствие от этого.
3) Страх:
Если меня обидели, и я не простил обидчика, то вокруг меня образуется барьер. Я боюсь разрушить этот барьер, потому что боюсь, что меня снова могут обидеть.
4) Жалость к себе:
“ Меня обижают больше других и чаще других. Какой я бедный и несчастный человек.“
5) Обида:
Меня может охватить совершенно неведомое мне, слишком сильное чувство обиды. “ Как посмел он или она так поступить со мной ? ” Человек стремится сохранить чувство обиды, пока другой полностью не осознает результат своего подлого поступка.
6) Неумение забыть/злопамятность:
“Я могу простить, но я не могу забыть”. На самом деле это означает — ”Я не могу простить”. Забвение — это когда человеком больше не движет чувство обиды или желание отомстить.
7) Гордость:
Она говорит человеку: “Мне не надо прощать и мириться, так как я не нуждаюсь в этом человеке. Я лучше буду его сторониться. Я вполне смогу прожить и без него”.
8) Критическое отношение:
Я могу посчитать, что этот человек не заслуживает прощения. Причинённое мне зло было так велико, а человека всё равно не изменишь. Прощать его — это пустое дело. Его нужно наказать».
9) Отмщение:
“Я хочу, чтобы мой обидчик потерпел неудачу в каком-нибудь деле. Я хочу, чтобы он страдал, как и я. Чтобы он почувствовал вину за причинённую мне боль”.
А теперь, посмотрим уникальные методы преодоления препятствий к прощению, предложенные нам еще 14 веков назад:
Неуверенность в себе во взаимоотношениях с другими людьми является препятствием для их прощения. Взаимоотношения же мусульманина с другими людьми определены границами шариата. Через Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах даёт нам ясно понять, как мы должны вести себя в обществе.
Приведу примеры хадисов об отношении мужа к жене:
«Каждый из вас – пастух и каждый несёт ответственность за свою паству» (аль Бухари, Муслим),
«Лучший из вас тот, кто лучший для своих жён – и я являюсь лучшим для своих жён» (ат-Тирмизи),
«Пусть ни один верующий мужчина не питает ненависти к верующей жене, так как, если вам не нравится что-либо из её поведения, то довольствуйтесь другими её (хорошими) качествами» (Муслим),
«Всегда обходитесь с женщинами хорошо. Ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается его верхняя часть. Если ты попытаешься выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. Поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо!» (аль Бухари, Муслим).
Хадисы об отношении жены к мужу:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда я заглянул в Ад, то увидел, что большинство его обитателей — женщины. Его спросили: «О Посланник Аллаха, почему они оказались там?»- «Потому что они не понимали значимость добра, которое делал для них муж»,- ответил он (аль Бухари, Муслим).
«Если после того, как муж позовет жену в постель, она откажет ему, и он уснет в гневе, ангелы будут проклинать ее до рассвета» (аль Бухари, Муслим),
«Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа» (Ахмад, ат-Тирмизи),
«Если женщина (мусульманка) которой был доволен муж, умрет, то она войдет в Рай» (ат-Тирмизи, ибн Маджа).
Есть также хадисы об отношении родителей к детям и детей к родителям, об отношении мусульманина к своим соседям, друзьям и т.д. Эти хадисы служат инструкцией к применению для построения гармоничных взаимоотношений с людьми. Следование этим советам приносит радость и покой в сердце, придает уверенность в диалоге с любым человеком.
Раздражительность/гневливость также является препятствием к прощению человека. Ведь невозможно простить того, на кого злишься. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, показал нам, как нужно бороться с раздражительностью и гневливостью.
«Поистине я знаю слова, произнеся которые он избавится от того, что его постигло: «Я прибегаю к Аллаху от Сатаны»» (аль Бухари, Муслим),
«Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит» (имам Ахмад, Муснад),
«Когда один из вас гневается, то пусть он сядет, если он стоит. Если его гнев не пройдет, то пусть он ляжет» (имам Ахмад, Муснад).
Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Сделай мне наставление!» Он (Да благословит его Аллах и приветствует) ему ответил: «Не гневайся». И этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) повторил: ”Не гневайся” несколько раз».
В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) и понял, что гнев собирает в себе все зло» (Муснад Ахмада).
«Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, и он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтана того, кто его притеснил»
(передал аль-Баззар. Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим, аль-Фатх 10/519).
Страх снова быть обиженным является серьезным камнем преткновения для акта прощения. Что говорит Бог в Ясной Книге (т.е Коране) о страхе:
Аллах Всевышний сказал:
«И только Меня страшитесь!» (Корова 40).
«Поистине, сильна хватка Господа твоего!» (Знаки Зодиака, 12).
Всевышний также сказал: «Такова хватка Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова! Поистине, в этом — знамение для тех, кто боится наказания мира вечного. Это — День, для которого будут собраны люди, и это — День, который увидят и отодвинем Мы его лишь на известный срок. С наступлением (этого) Дня не заговорит ни один человек, разве что с Его позволения, и будут среди них злосчастные и счастливые. Что касается злосчастных, то (окажутся они) в Огне, где (уделом) их будут (лишь) вздохи и рёв» («Худ», 102-106).
Жалость к себе продлевает нашу обиду и является не менее серьезным препятствием для того чтобы простить. Жалость к себе — это наши собственные страдания и сожаления связи с тем, что с нами поступили несправедливо (с нашей точкой зрения). Мы, возможно, столкнулись с неприятным опытом и чувствуем себя обманутыми и преданными, и сожалеем об этом. С течением времени жалость к себе приводит к тупиковой ситуации. Мы запускаем наш неудачный опыт снова и снова перед глазами, может быть, рассказываем другим об этом, мы всегда чувствуем такую же боль, снова и снова, вместо того, чтобы позволить ей исцелиться. Советы от других, данные нам из лучших побуждений, мы не воспринимаем, так как думаем, что им нас не понять. Их попытки только усиливают страдания. Если мы чувствуем жалость к себе, мы делаем себя жертвами, отказываясь от собственной ответственности. Мы делаем себя беспомощными. В дальнейшем, если мы не перестанем смаковать наши проблемы, то можем достичь такого эмоционального состояния, как депрессия.
Должен ли человек жалеть себя? — Приведу пример об ответственности мусульманина за свою жизнь: Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не спросят его о четырех вещах: о жизни его — на что он ее потратил?о молодости его — как он ее использовал?; о богатстве его — как он его приобрел и на что потратил?; и о знании его — как он его использовал?»
Из этого хадиса видно, каким должен быть мусульманин: должен ли он жалеть себя без конца или готовиться к встрече со своим Господом, стараясь держать перед Ним достойный ответ? Конечно, разумный человек будет склоняться ко второму. С оставшимися препятствиями на пути к прощению и, соответственно, к выздоровлению можно будет ознакомиться в следующей статье. И мы начнём с обиды как, пожалуй, самого распространенного препятствия на этом пути.
Эльвира Садрутдинова