Автор: Эльвира Садрутдинова
Вопрос:
«Здравствуйте. Я пишу вам в связи с тем, что меня волнует один вопрос, на который я не могу найти самостоятельно ответ. Я христианка, но так случилось, что заинтересовалась исламом. Хочу принять ислам и начать следовать его предписаниям. Но загвоздка заключается в том, что в душе происходит война между тем, что нужно, и тем, как должно быть, и душевное равновесие не получается найти уже долгое время. Проблема, казалось бы, банальна — смена одежды и ношение хиджаба. Я знаю, что в жизни есть гораздо серьезные неприятности, но я никогда не испытывала страх перед чем-либо (решила-сделала), но в данном случае я хочу носить хиджаб, а мне действительно панически страшно выйти на улицу в платке. Возможно, это из-за реакции общества или из-за отсутствия поддержки родственников. Помогите мне, пожалуйста, найти аргумент, который прекратит мои сомнения и успокоит мою душу.
Заранее спасибо за помощь».
Ответ:
Мне приятно узнать, что есть девушка, которая хочет одеть хиджаб. И моя радость возрастает от того, что вы решились принять ислам и начать следовать предписаниям Всевышнего Аллаха. Хвала Аллаху, Господу миров, милость Которого безгранична, величие Которого недосягаемо!
“Кого ведет Аллах, тот идет по прямому пути; а кого Он сбивает, те – понесшие убыток” (7:178, 186), ибо “вводит в заблуждение Аллах, кого захочет, и ведет прямым путем, кого захочет” (74:34)
Мой ответ вам будет состоять из двух частей: психологической и религиозной.
1. Ваша озабоченность мнением окружающих людей может говорить о вашей зависимости от них. Подумайте, готовы ли вы отказаться от собственных чувств и мыслей ради общественного одобрения? Если ответ отрицательный, то вы будете жить чужой жизнью и свои действия согласовывать с чужим мнением. Это рабство, как и любая зависимость, но в данном случае она именуется социозависимостью. Психологи и психотерапевты озабочены данной проблемой, которая в последнее время стала охватывать все больше и больше людей. А от чего это происходит? — От одиночества. Социальные сети, мода, походы на дискотеку и т.п. рано или поздно приводят к тому, что человек понимает, что ему не с кем разделить свое «я» — все слишком озабочены своим телом и наслаждениями. И когда, уставший от такого «отдыха» человек приходит к религии, то он понимает, что его «я» способно на многие серьезные поступки, характеризующие личностный рост. А вот когда происходит последнее, то человеку уже не хочется тратить время на разрушение своего свободного «я» ради безвольного «мы».
Психология толпы разрушает личность и ведет к полному обезличиванию. Психология же религии возвышает личность через обучение своего «я». В религии человек действительно проходит испытания своих возможностей и граней. И последнее невозможно без осознания своей личности и самовыражения. Нерелигиозный человек пользуется «благами» общественного достижения: ходит в ночной бар, употребляет спиртные напитки, загорает на пляже и т. п. Религиозный человек встает на молитву, держит пост, делает добро родителям и окружающим его людям и т. п. Заметьте, что в первом случае ни о каких испытаниях «я» не идет речи, а происходит слияние с толпой и ее действиями. Напротив, во втором случае человек остается один на один со своими мыслями и чувствами, которые посвящает Одному и Единственному, Всевышнему Аллаху. И последнее невозможно без изучения своего «я» и его выражения. Таким образом, религия утверждает и развивает личность, а вне религии личность исчезает и сглаживается под действием общего фона массовости.
Ваша озабоченность относительно хиджаба говорит о том, что ваше «я» подает вам сигнал о желании выразить себя. И вы в данный момент находитесь в стадии отражения «я» в вашей же социозависимость. Первое есть естественная потребность вашего самоосознания, а второе — увы, болезненно. Задумываясь об отношении к вам в хиджабе окружающих вас людей и родственников, вы прощупываете возможности своего самовыражения. Сразу хочется сказать: не ждите помощи от людей, которые вас ежедневно окружают — родных, коллег по работе, друзей, ибо они, как это было в обычные ваши дни, ожидают увидеть в вас поведение, которое будет подстраиваться под них. Иными словами, вы стали меняться, а они не успели поменяться, и ваше поле взаимодействия осталось прежним. Вместо этого, попробуйте поменять свое поле взаимодействия — то есть, найдите тех людей, которые разделяют ваши потребности и ценности. Это могут быть сестры по вере, с которыми можно познакомиться в местной мечети. Общайтесь с ними на религиозные темы, в общественные места старайтесь ходить вместе, чтобы вы могли привыкнуть к вашему новому внешнему виду.
Вам тяжело, потому что вы находитесь на этапе утверждения и развития своей личности, но последнее невозможно без самовыражения путем реализации своих потребностей. Вы хотите одеть хиджаб — так не останавливайте себя мнением о вас посторонних людей и отсутствием поддержки родных. Они живут своей жизнью, а вы своей. Если образно представить окружающий нас мир белым листом бумаги, то нереально обозначить на нем свое присутствие, обмакивая кисточку в белую краску. Вы — это вы, отстаивайте свои потребности достойным образом. Вы взрослый человек, и ваша личность требует выражения от вашего лица, и никто другой не может стать вами и утверждать вашу личность. А ваша потребность в развитии похвальна и естественна, да поможет вам в этом Аллах. Аминь.
Здесь уместно Вспомнить слова Посланника милости, да благословит его Аллах и приветствует: «Если ты сделаешь шаг по направлению к Аллаху, то Аллах сделает несколько шагов по направлению к тебе. Если ты пойдёшь шагом по направлению к Аллаху, Аллах направится к тебе бегом» (Ахмад).
Хиджаб — это, прежде всего, поклонение Всевышнему. Известно также, что в этом предписании Господа кроется много пользы уже в этом мире, и тому есть научные подтверждения. Мне понятны ваши переживания по поводу того, как начать одевать хиджаб. Это, действительно, великое событие в жизни девушки. Ислам возвышает человека, а довольство Всевышнего поднимает степени в раю. ИншаАллах!
2. Хочется рассказать вам о жизни благочестивой Марьям (Марии, матери Иисуса), мира ей, как пример совершенного хиджаба (покрытия) и искреннего поклонения Всевышнему Аллаху. Если вы вдумаетесь в эти истории, то найдете в них для себя много мудростей и способ успешного решения текущих проблем, в частности, по поводу волнений о мнении окружающих и поддержки родных. ИншаАллах.
Как прекрасна девушка в одеянии Марьям (мир ей) и других обитательниц рая. «Лучшие женщины в Раю — Хадиджа бинт Хувейлид, Фатима бинт Мухаммад, Асия бинт Музахим, жена Фараона, и Марьям, дочь Имрана» (Ахмад).
Имя Марьям 33 раза упоминается в 11 сурах Корана. Насколько высоко Всевышний Аллах почтил Марьям, что столько раз упомянул ее имя в Своей Книге! И она единственная женщина, чье имя приводится в Коране.
Какое удивительное ее рождение на этот свет — оно предвещало радость и благословение! Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Каждого человека в день, когда рождает его мать, касается шайтан (т.е. шайтан пытается завладеть им), и все они кричат от этого прикосновения, кроме Марьям и её сына Исы» (Муслим от Абу Хурайры). Шайтан не имеет власти над ними. Учёные сказали это из-за того, что мать Марьям просила защиты у Аллаха, сказав: «Прошу Тебя защитить….». Когда шайтан захотел прикоснуться к ней, пришёл ангел Джибрил и поставил своё крыло, чтобы защитить от шайтана. Она оказалась защищённой. Откуда это защита? Аллах оберегает её. Просьба матери защитить своего ребёнка играет большую роль. «Прошу Тебя защитить её и её потомство от сатаны, изгнанного и побиваемого». Мать Марьям отвела её в храм. Отец Марьям умер когда еще она была в утробе матери. Она родилась сиротой.
Пророк Закария (мир ему) заботился о ней, её рассказы слушали, ангелы разговаривали с ней. Когда Закария (мир ему) приходил к ней, он находил у неё блюда с едой и удивительными фруктами. Он находил у Марьям летние фрукты зимой, а зимние летом. Аллах в Коране говорит (смысл): «Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и спрашивал: «О Марйам! Откуда у тебя это?» Она отвечала: «Это — от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Коран, 3:37).
Некоторые учёные сказали, что, когда ангелы сказали ей: «О, Марьям! Всецело подчинись Господу твоему, и преклоняйся ниц [совершай земные поклоны], и кланяйся [совершай поясные поклоны] вместе с кланяющимися (этим благодаря Аллаха за те блага, которые Он даровал тебе)» (Коран, 3:43), она так усердно совершала молитву, что её ноги опухали, и из них начинала течь кровь. Ноги ее были в ранах из-за поклонения госпожи Марьям (да будет доволен ею Аллах). Она усердно поклонялась Аллаху. Марьям, мать Иисуса была целомудренной, безупречной и избранной (Аллахом) женщиной. Эта великая женщина, является одной из тех женщин, которая может быть историческим примером для общества. Ее хиджаб совершенен снаружи и внутри.
Когда к ней пришли ангелы и сообщили ей радостную весть, что она, не выходя замуж за кого-либо, родит ребёнка по имени Мессия Иса ибн Марьям, который будет великой личностью в этом и будущем мире, тогда Марьям сказала: «Господи! Как может быть у меня ребенок, — ведь не касался меня ни один мужчина» (Сура “Семейство Имран“, аят 42). Всемогущий Аллах сказал: «Именно так! Аллах создает то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело свершилось, то Он только скажет: «Свершись!» — и оно свершается“ (Сура “Семейство Имран“, аят 45 – 47).
Когда Марьям в мечети Кудс в одиночестве молилась, Господь послал к ней одного из своих ангелов (Джибриля) в виде молодого и красивого мужчины. Понятно, что Марьям, которая всю свою жизнь прожила в чистоте и целомудрии, почувствовала смущение при встрече с этим мужчиной, она очень испугалась и воскликнула: “Воистину, я уповаю в защите от тебя на Милостивого Господа, если ты богобоязнен“ (“Марьям“ аят 18). Марьям с беспокойством и волнением ожидала, что ответит ей этот мужчина. Неожиданно она услышала, как он сказал: «Воистину, я — только посланник Господа твоего и пришел даровать тебе пречистого мальчика» (“Марьям“ аят 19). После этого Марьям убедилась, что перед ней находится посланный Аллахом, однако она с удивлением спросила: «Как может у меня родиться мальчик, если меня не касался мужчина, и не была я блудницей?» (“Марьям“ аят 20). Джибриль сказал: «Taк cкaзaл твой Гocпoдь: «Это для Meня — лeгкo. И cдeлaeм Mы eгo знaмeниeм для людей и Haшей милостью для них» (“Марьям“ аят 21). Джибриль дунул в её сторону, и после этого Марьям почувствовала, что она беременна.
Через некоторое время разнеслась весть, что она забеременела. У неё был двоюродный брат со стороны матери (сын сестры матери) по имени Юсуф, известный как плотник Юсуф. Закария (мир ему) иногда просил его помогать Марьям, когда у него были дела. Юсуф был близким человеком для Марьям, в детстве они иногда находились вместе. Однажды Юсуф заметил у неё живот, подошел к ней и спросил: «Марьям, растёт ли растение без семени?» Она ответила: «Да, если Аллах захочет». Далее он спросил: «Бывают ли семена без растения?» Она ответила: «Да, если Аллах захочет». И тогда добавила: «Разве ты не веришь в то, что Всевышний Аллах сначала создал растение без семени, и семена без растения?». Он ответил: «Верю». И в конце он спросил у неё: «Бывает ли сын без отца?» Она ответила: «А как же Аллах создал Хаву и Адама». Он спросил: «И что же с тобой?» Она ответила, что это решение Аллаха. Он согласился насчёт этого с ней. Он боялся, что его обвинят в этом (в соучастии в грехе), его и обвинили. Посмотрите, насколько совершенны ответы Марьям, мира ей, своему родственнику о своем чудесном зачатии! В этих ответах видны ее мудрость и покорность. Преславен Аллах!
Юсуфа обвинили в том, что он совершил с ней плохой поступок, причинили много страданий Марьям, и она ушла из города. Она пошла в отдалённое место, где уединилась со своим ребенком. «И привели её [Марьям] муки [предродовые страдания] к стволу пальмы» (19:23). Наступило время рождения (Иисуса (Исы), мир ему). Марьям выросла без матери, без отца, она боялась этого. Её состояние было таким, которое невозможно представить. Марьям была очень внимательна и осторожна к сохранению своей целомудренности и хиджаба. Когда по велению Аллаха она забеременела, не имея близости с мужчиной, она очень сильно переживала, что люди в своем невежестве оклевещут её. Переживание и волнение её дошли до такой степени, что она сказала: «О, если бы я умерла до этого [до того, как стала беременной] и была бы забытою, забвенною!» (19:23). Она пожелала смерти. Усталость, боль, одиночество, далёкое место, жара и обвинение людей — разве бывает состояние хуже, чем это?
Аллах испытывает тех, кто уверовал: «Неужели полагают люди, что они будут оставлены, как сказали: «Мы уверовали», и не будут они испытаны (своими имуществами и душами)? (Нет, они непременно будут подвергнуты испытанию от Аллаха, чтобы отличились правдивые верующие от лицемеров)» (29:2)
После рождения сына, Марьям взяла новорожденного на руки и пошла к своему народу. Невежественные и грубые люди сразу стали обвинять святую Марьям, в непристойности: «O Mapьям! ты coвepшилa очень плохое дело! O cecтpa Xapyнa (О Марьям! которая также как и пророк Харун, знаменита святостью и благочестием), нe был твoй oтeц (Имран) плохим чeлoвeкoм, и мaть (Ханна) твоя нe былa pacпyтницeй, где взяла этого ребёнка?“ (19:27-28). Несмотря на то, что Марьям была в сильном напряжением, она всё равно хранила молчание. При этом люди продолжали говорить непристойные слова. В это время Иисус находился в ручной колыбели возле Марьям. Она указала на Иисуса, как бы обращаясь к сыну: “О, сын! Засвидетельствуй этим людям о моей невинности и своей законнорожденности“.
Люди от этого ещё больше рассердились и с насмешкой спросили: “Как мы можем разговаривать с ребёнком в колыбели?“ (“Марьям“, аят 29). Имам Бакир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Семьдесят женщин окружили Марьям и говорили ей непристойные слова, и в тот момент Иисус, находясь в колыбели, сказал им: “Горе вам! Мать мою вы, обвиняете в непристойности. Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание, клянусь Господом, тот, кто оклеветал мою мать, получит по заслугам за эту клевету.
В священном Коране свидетельство Иисуса в колыбели описывается следующим образом: “Я — paб Aллaxa, Oн дaл мнe пиcaниe и cдeлaл мeня пpopoкoм. И cдeлaл мeня блaгocлoвeнным, гдe бы я ни был, и зaпoвeдaл мнe мoлитвy и милocтыню, пoкa я живy, и блaгocть к мoeй poдитeльницe и нe cдeлaл мeня тиpaнoм, нecчacтным. И миp мнe в тoт дeнь, кaк я poдилcя, и в дeнь, чтo yмpy, и в дeнь, кoгдa бyдy вocкpeшeн живым!» (“Марьям“, аят 30-33).
После того, как люди услышали речь Исы, они поняли, что Марьям свята и чиста от всякого нечестия. Иисус (мир ему) после этой речи больше не разговаривал, пока не достиг определённого возраста, когда дети начинают разговаривать.
Через многие испытания довелось пройти Марьям. Ее наружный и внутренний хиджаб совершенны. Как волновало ее общественное мнение, и что дало ей силы достичь хорошего конца? Она признала Аллаха своим единственным Богом, помнила о Нем, благодарила Его за дарованные ей блага своим поклонением и безупречной жизнью, испрашивала совета, помощи и защиты у одного лишь Всевышнего Аллаха и была терпелива на Его пути. «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (аль-Бакара, аят 152). Господь людей защитил Марьям и уготовил ей благой конец в обоих мирах. Хвала Аллаху, Господу миров!
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /науафиль/, пока Я не полюблю его, когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить, и если он попросит Меня (о чем-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за зашитой, Я обязательно защищу его»» (Аль-Бухари).
Поэтому не бойтесь одеть хиджаб. Когда родственники станут проявлять недовольство изменениями в вас, то реагируйте на это, по возможности, спокойно и знайте, что «Аллах ближе к человеку, чем яремная вена» (Каф, 16).
Ваши родные боятся, что ислам отдалит вас от них, и это их главное беспокойство, а вовсе не то, во что вы будете одеты. Покажите им, что ислам, наоборот, приближает вас к ним в добром и милосердном отношении. И тогда их сердца смягчатся, и в них самих будут происходит благостные изменения, иншаАллах. Одевая хиджаб, вы как бы говорите обществу, что вы желаете каждому из них того же самого, что и себе, а потому вы не будете им грубить, посягать на семейное счастье и т. д. Проявляя доброту и милосердие, вы найдете ключ к сердцу людей и наведете их на ясные размышления, если угодно Аллаху. Главное, будьте постоянны в совершении даже самых незначительных добрых дел и не пренебрегайте даже малыми грехами. От этого зависит ваше духовное развитие. Пусть же хиджаб станет вашим добром и защитой от греховного. Аминь.