Автор: Эльвира Садрутдинова
Вопрос:
«Ассаламу алейкум. Несмотря на мой молодой возраст, за свою жизнь я совершила много ошибок, о которых я очень жалею… Каждый день воспоминания о прошлом не дают мне покоя, мне очень стыдно. Я каюсь за свои поступки, хочу забыть о прошлом, но не могу, прошлое преследует меня. Как мне избавиться от душевных мук, как очистить свою душу? Помогите, пожалуйста».
Ответ:
«О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием!» (Сура 66 ат-Тахрим «Запрещение», аят 8)
«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (Сура 2 аль-Бакара «Корова», аят 222)
Уа алейкум ас-салям. Меня порадовала в вашем письме искренность, с которой вы подошли к самой себе и своему поведению. Хвала Аллаху, это хорошее качество для хороших начинаний и успешного конца! ИншаАллах.
Чувства, не дающие вам покоя и причиняющие вам душевные муки, должны быть осознанно пережиты, прожиты вами и отпущены. Иначе вы не сможете жить, совершая то благое, что в вас заложено. Те эмоции, что в вас, требуют продуктивного выхода, а иначе есть вероятность развития психосоматических заболеваний, таких как мигрень, проблемы с кожей и другие.
Прозвучало слово «стыд». Не давайте этому чувству заточить себя в темницу безнадежности. Всякая тюрьма кем-то построена, и из нее есть выход на свет. В данном случае эту тюрьму построили вы и сами себя в нее заключили. Не усердствуйте в этом деле. Помимо вас самих есть еще Милостивый и Прощающий Судья, — это Всевышний Аллах. Не нужно думать, что ваша забота о вас самих больше, чем Его забота о вас. Предайте Ему свои эмоции и чувства, и вдохновитесь светом надежды, которая будет стимулировать вас на полезные дела. Ниже я приведу вам шаги, облегчающие прощение себя.
Во-первых, вам нужно принять себя. Это важное качество гармонично развитой личности. Нужно уметь принимать себя со всеми своими недостатками (а они есть у всех) и достоинствами. Это не говорит о том, что вам нужно успокоиться, если вы замечаете в себе то, что вам не нравится. А из письма следует, что вы не принимаете себя за определенные поступки.
Так вот, необходимо различать свою личность и действия, совершенные вами. Вы — это вы, а поступки — это ваши поступки. Поступки — это продукт вашей личности, но не сама личность. То есть, в критике нужно отдавать предпочтение поступкам, а не личности. Также верующие не любят не неверующих, а их поступки. Аллах высоко оценил разум человека и дал ему выбор поступать согласно своему разуму и совести. И наказан или вознагражден человек будет за совершенное им, то есть за поступки. Нет людей абсолютно плохих или абсолютно хороших, а есть поступки человека — хорошие или плохие. Надо принять себя со всеми своими поступками — хорошими и плохими, а потом решать, что с ними делать.
Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (хабусат нафси), — но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания». (лякысат нафси)» (Аль-Бухари; Муслим).
Различайте себя и ваши действия. Если же вы направите свою критику исключительно на себя, а не на поступки, то ничего другого, кроме угнетения и затормаживания развития своей личности вы не добьетесь. Ибо нужно организму откуда-то черпать ресурсы для преодоления кризиса своей личности, чтобы плохие поступки перевести в хорошие.
Во-вторых, нужно понимать причины, которые привели к греху. Это может быть незнание, непонимание, неумение вести себя иначе и т. д. Важно другое, что теперь вы знаете, как нужно себя вести и что делать для того, чтобы не совершить грех снова.
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это» (Сура «аль-Бакара», 284 аят).
В третьих, необходимо предпринимать попытки вести себя иначе — так, как требует того совесть и полученные знания. Нужно формировать в себе полезные навыки, вершить добродетель и, тем самым, заменять плохие поступки хорошими.
«…кроме тех, которые раскаялись, стали вершить добро и разъяснили истину. Я приму их раскаяние, ибо Я — прощающий и милосердный» (Сура 2 аль-Бакара «Корова», аят 160)
В четвертых, важно, совершая добрые дела, благодарить за это Аллаха, а не себя. Ибо Он дал возможность творить добро: здоровье и силы, знания, утешительные слова, материальные средства и т. п. Это защитит вас от высокомерия и приблизит к Аллаху. С благодарностью приходит много благ, среди которых очищение души. Это даст вам спокойствие и постоянный источник вдохновения на добрые дела. Ибо благодарность Аллаху есть поклонение.
«Благодари Меня и своих родителей» (Коран, сура «Лукман», аят 14).
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (Коран, сура «Корова», аят 152)
В пятых, поддерживайте благочестивый настрой ежедневными практиками, такими как восхваление Аллаха, чтение Корана и хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и др. Старайтесь окружать себя людьми благочестивыми и поминающими Аллаха.
«…поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках…» (Коран, сура «Женщины», аят 103)
Старайтесь проводить свое время так, чтобы оно принесло вам пользу в обоих мирах.
В шестых, не ругайте себя перед людьми, не раскрывайте перед ними свои недостатки и не рассказывайте о своих грехах. Этим вы лишь создадите лишние неприятности себе. Они не судьи, у всех у нас Один Судья. К тому же есть вероятность, что вас не поймут и не поддержат, и в вас затаится обида и разыграются наущения шайтана, аузубиЛлях.
Вы имеете полное право не рассказывать о своих грехах, когда выходите замуж — ваша прошлая жизнь осталась в прошлом, и Аллах ее скрыл от людей, не раскрывайте ее и вы. Это создаст в семье атмосферу доверия и желания совершать добро.
Передано со слов Ибн Умара (радыйаллаху анху), что он слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, окажет ему Свою милость, скроет его (от глаз других) и спросит: «Признаёшь ли ты (, что совершил) такой-то грех? Признаёшь ли ты (что совершил) такой-то грех?», а он будет говорить: «Да, о Господь мой!» Когда же (Аллах) заставит его признать (все) его грехи, и (верующий) посчитает, что уже погиб, (Аллах) скажет: «Я скрыл (твои грехи) в земной жизни, и Я прощу их тебе сегодня!», а потом ему будет вручена книга (с записями) его добрых дел…»
В седьмых, старайтесь находить оправдание поступкам других людей и прощать их ради Всевышнего Аллаха. В этом содержится много мудрости: вы сохраняете баланс в обществе, ограждаете себя от ссор и конфликтов, сохраняете и улучшаете свои взаимоотношения с людьми, не даете развиться в вас психосоматическим заболеваниям, и главное — вам будет легче прощать и саму себя, ибо вы станете ставить себя на их место.
«Если вы услышите о своем брате что-либо порочащее его, найдите для него семьдесят оправданий, и если не найдете ни одного, то признайтесь себе в том, что ему есть оправдание, о котором вы не знаете» (передал Байхаки).
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
В восьмых, совершите тауба-намаз как сказано в нижеприведенной ссылке. Надеюсь, вы найдете успокоение и довольство Всевышнего Аллаха! Аминь.
В заключение хочется привести вам ссылку на тему покаяния, где приводятся слова исламского ученого. Надеюсь, она вам будет полезной.
Желаю вам счастья и успехов в обоих мирах! ИншаАллах.
«Скажи: О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе! Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Воистину, Он — Прощающий, Милосердный» (Сура «аз-Зумар», 53 аят)