Автор: Эльвира Садрутдинова
Вопрос:
«Проблема в том, что я своего ребенка иногда очень сильно бью, любовь к нему была, но пропала. Говорят, что когда он вырастет, может стать маньяком и т. д., но ничего с собой поделать не могу»
Ответ:
Абу Зарр (радыйаллаху анху) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям)передал такие слова Всевышнего Аллаха – велик Он и славен: «О Мои рабы! Я сделал насилие запретным (харам) для Себя. Я сделал его запретным и для вас. Не совершайте насилие (зульм) по отношению друг к другу!» (Муслим)
Джабир (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Остерегайтесь совершать насилие! Ибо насилие в Судный день предстанет кромешной тьмою…» (Муслим).
Спасибо за откровенность. Хочется уточнить: сколько лет вашему ребенку, как часты побои и их причина, может, есть провоцирующие вас на рукоприкладство моменты/ стерео-типность вашего поведения, в какой семье вы воспитывались, в каких условиях вы живете и какие у вас взаимоотношения с окружающими людьми, какой вы были всегда с детства, можно ли сказать, что вы изменились, принимаете ли вы какие-нибудь препараты, есть ли у вас вредные привычки, в настоящее время и с момента начала побоев сопровождает ли вас сильный стресс?
Как видите, вопросов к вам больше, чем мой ответ, но ситуация непростая и требует детального рассмотрения вашей личности и динамики ее развития до настоящего времени. Ясно одно: что-то случилось, что привело к тому, что любовь к ребенку ушла и ее место заняла сильная злоба. Необязательна причина побоев в личности ребенка, причиной можете быть вы сами. Возможно, есть какие-то особенности вашей личности, которые под действием некоторых условий стали дезадаптивными, то есть, образно говоря, напряжение вашей нервной системы под действием внешней силы дало ток, что проявилось в виде побоев вашего родного, маленького человечка.
Что делать в такой ситуации? — Можно пойти двумя путями: Работать с «электричеством», воздействуя на условия его развития или заняться «напряжением», не допускающим его увеличения. Первое, скорее всего, относится к деятельности врача-психиатра, а второе — врача-психотерапевта.
Ваш случай не уникален, но если не заниматься им, то последствия его тяжелы, как для вас самой, так и для ребенка. Вы портите себе нервы, а ребенок лишается физического благополучия, и в нем формируется база недоверия и нелюбви к миру с вытекающими отсюда злобой и агрессией, как элемента пониженной самооценки, на других, как ответной реакции на обиду.
К тому же, ребенок которого часто и сильно била мать в детстве, вероятно, в старости оставит мать без заботы, и это в лучшем случае. По законам психологии 90% притесняемых сами становятся притеснителями. Ваша задача вырастить потомство, которое в будущем будет заботиться, любить и опекать вас. Немного людей, которые на зло не будут отвечать злом, мало тех, которые на зло будут отвечать добром и единицы тех, которые на зло будут отвечать двойным добром. Вы понимаете, что невозможно ждать от ребенка высшей степени осознанности, а потому он будет обижаться на ваше зло. Он бездействует в силу своей беззащитности. Показывая ребенку зло, вы взращиваете в нем злое, а показывая ему добро — доброе. Отношения родителей и детей подобно яблоне в саду — если любовно ухаживать за деревом, то в будущем оно даст сладкие, подобно любви и нежности, плоды, а если ломать сучья, не поливать и т.д, то, плодов не будет, ибо нет места и сил у дерева для яблок.
О том, можно ли вообще бить ребенка и в каких случаях, можно ознакомиться в статье детского психолога «Можно ли бить ребенка»
Ваша склонность к рукоприкладству может сообщать о том, что в вас инфантильные (детские) черты характера. На недовольство ребенком вы реагируете не мерами воспитания и разумения, что характеризует созидательное, а рукоприкладством, что выражает разрушающее. Так вот, ребенок пока еще не может сам создавать, он может лишь перенимать или разрушать, как и вы во взрослом состоянии выбрали на стресс реагировать разрушением. Каждый здоровый ребенок проходит стадии своего развития и существуют кризисы личности ребенка, когда он становится непослушным, поэтому я бы вам посоветовала заняться изучением детской психологии и разбором этих кризисов личности, и как легче и с меньшими энергетическими потерями выйти из этого кризиса, как маме, так и ребенку.
Возможно, вы переживаете какой-то сильный стресс, и ребенок забирает у вас последние силы. Тогда подумайте, что ребенок не виноват в том, что он появился на этот свет и в том, в каком стрессовом состоянии вы сейчас пребываете. Он также не виноват в том, что он ребенок, у которого есть свои потребности и кризисы личности.
Быть может, вы выросли в семье, где родители били своих детей. Если страдания вашего ребенка вам невидимы или вы нечувствительны к ним, то постарайтесь включить разум и признать что семьи бывают разные, и ваша новая семья не обязательно повторение вашего прошлого. Нужно быть открытым к новому полезному опыту и благим начинаниям.
Если ваши взаимоотношения с мужем тяжелые, то постарайтесь не перекладывать свое состояние и свой негатив на ребенка. Ребенок — это отдельная личность, и не виноват в том, что вы с супругом не можете найти общий язык.
Может быть и такое, что вы, имея некое представление о себе, в психологическом слиянии с ребенком, начинаете свои заслуги принимать, как его и это вам может не нравиться. Если в вас пониженная самооценка, то постоянно мелькающий перед глазами объект «неудачности», который вы перенесли с себя на него, в вас может вызывать раздражение, а иногда и агрессию. Поймите, что вы и ваш ребенок — это два отдельных человека, которые имеют право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство.
Причин вашей агрессии в отношении ребенка может быть много. Это отдельная и серьезная тема для беседы, как с психиатром, так и с психотерапевтом. Первый специалист поможет подобрать вам лекарственное средство, сдерживающее или подавляющее ваш гнев, а второй научит вас правильно отражать картину мира и свое место в нем, благоприятно контактировать с собой и окружающими вас людьми.
А теперь, посмотрим, что ислам говорит нам об отношении к детям:
Мухаммад (мир ему и благословение) очень любил детей и часто играл с ними. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что как-то к Пророку (мир ему и благословение) пришел один из жителей пустыни и спросил: «О Посланник Аллаха! Вы целуете детей? Но мы никогда не ласкаем их». Он же ответил на это: «Что я могу поделать, если Аллах лишил вас милосердия и любви» (Бухари).
Как-то Пророк (мир ему и благословение), посадив на одно колено Усаму бин Зайда, а на другое своего внука Хасана, прижал обоих к груди и обратился с молитвой к Аллаху: «Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» (Бухари).
Мухаммад (мир ему и благословение) категорически запрещал родителям произносить слова проклятия по отношению к детям и призывал желать им только счастья и добра. Он также даже разрешал имамам сокращать время намаза: можно было читать в ракаатах более короткие суры, чем обычно, если среди молящихся были женщины с маленькими детьми.
Аллах Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с семьями вашими огня адского, топливом для которого служат люди и камни…» (66:6).
После ниспослания этого аята Умар (да будет доволен им Аллах) обратился к Пророку (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха! Мы знаем, что можем спастись, следуя повелениям Аллаха и наставлениям Его Пророка. Однако мы не знаем, как защитить жен наших и детей». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если вы передадите для них повеления и запреты Аллаха, такое поведение послужит для вас преградой от геенны огненной». После этого благочестивый Умар (да будет доволен им Аллах) с огромным вниманием стал относиться к правам родителей и детей.
Благочестивые дети наполняют баракятом (благодатью) не только земную жизнь родителей, но и будущую: «Когда же к тем, кто уверовал [в Аллаха и пребывает в Раю], прибудут их потомки с верой, сведем Мы их с предками вместе и одарим, не ущемив ни чем. Ведь каждому воздается по заслугам» (52:21). Известно, что за добрые деяния сына или дочери родители получают вознаграждение от Аллаха.
Пророк (мир ему и благословение) говорил, что благо и баракят для людей скрыты в трех вещах. Когда человек оставит этот мир, книга его деяний закроется. Но за то, что он оставил за собой – садака (милостыня), знания, полезные для людей, и благочестивые дети – в нее будут продолжать записываться вознаграждения (Тирмизи).
Поэтому родители должны быть для детей воплощением нравственных принципов и сами показывать пример уважительного отношения к собственным родителям:
«Заповедовали Мы человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит ребенка в чреве в муках и рожает в муках, а от зачатия до отлучения от груди проходит тридцать месяцев… О Аллах! Внуши мне чувство благодарности за милость, которую оказал Ты мне и моим родителям. Внуши, чтобы творил я добро, угодное Тебе. И пусть мое потомство будет праведным. Воистину, я обращаюсь с покаянием к Тебе, и я из числа тех, кто предался Аллаху» (46:15).
Но для того чтобы воспитывать детей собственным примером, прежде всего нужно очистить свой нафс (освободиться от дурных наклонностей): стараться выполнять повеления всевышнего Аллаха, чтобы быть достойными Его рабами, быть правдивым, деятельным, иметь честный заработок, избегать грехов, не употреблять алкоголь, избегать азартных игр. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ни один родитель не может дать своим детям ничего лучшего, чем пример благонравия» («Машкат уль-масабих»).
В Коране же Аллах показывает нам, каким путем родители должны стать примером своим домочадцам: «И вели семейству твоему совершать молитву, и сам будь постоянен в ней» (20:132). После ниспослания этого аята Пророк (мир ему и благословение) в течение месяца приходил к дому своей благочестивой дочери и напоминал о том, что наступило время намаза (Бухари).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вообще служил примером для своей уммы в добром отношении к детям, выполняя все божественные повеления самым совершенным образом. Он относился к детям с любовью и воспитывал их через любовь.
Пророк (мир ему и благословение) всегда находил для них время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он играл с детьми, старался первым приветствовать их при встрече. Когда разговаривал с ними, то наклонялся, чтобы при общении смотреть им в глаза.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советовал: «Будьте как дети, играйте с ними и дружите со своими чадами». «Относитесь к детям милосердно и щедро, помогайте и делитесь с ними искренне, потому что они для вас – подарок от Аллаха», – говорил он («Мафсуа атраф иль-хадис»).
Ислам — религия милосердия. И отношение к детям — показатель духовного развития общества.
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Помоги своему брату по вере, будь он притеснителем или притесняемым!» Один человек спросил: — О Посланник Аллаха! Если мой брат притесняемый, я помогу ему. Но если он притеснитель, как я помогу ему? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: — Останови его от насилия, не дай ему совершить его. Поистине, это и есть помощь ему» (Бухари).