Автор: Эльвира Садрутдинова
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура аз-Зарийат, аят 56)
Вопрос:
«Я совершила грех. Это мучает меня: не получаю удовольствия от общения с близкими, не могу ни на чем сосредоточиться. Не могу поверить, что я могла совершить такое! Думаю только об этом и днем, и ночью. На ум приходят мысли о самоубийстве. Хочется рассказать близким о своем грехе, чтобы мне стало легче. Когда я смогу забыть о своем поступке и что мне для этого делать?»
Ответ:
Хвала Аллаху, Милостивому и Милосердному! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей вплоть до Судного Дня. Поздравляю вас и всех мусульман с наступлением Священного месяца Рамадан! Пусть Аллах облегчит нам поклонение Ему и будет доволен нами! Аминь.
Вы совершили грех, но ваше беспокойство по этому поводу очень радует. Ваши мысли требуют некой корректировки для верных и последовательных действий. Например, в том, что вы совершили грех, вы должны видеть ГРЕХ, а НЕ СЕБЯ. И ругать вы должны свой поступок, а не себя. Вас задел факт, того как вы могли совершить такой грех, а не сам факт совершения греха. В этом есть большая разница. И очень важно, чтобы вы уделили этому внимание. Если же вы в этом дурном поступке сделаете акценты на своей личности («Как я могла совершить такое?!») вместо концентрации на самом грехе («Какой плохой поступок я совершила»), то вы будете полностью поглощены критикой своей персоны, а не методами, улучшающими ваш нрав.
То есть тогда вы не сможете принять себя в грехе и совершать действия, улучшающие ваше положение. Чтобы двигаться дальше, нужно опираться на то, что уже есть. Если же вы не верите в случившееся и не принимаете своих поступков как от себя, то вы так и будете жить прошлым и мысленно искать себе оправдания или воздействовать на окружающих с целью получить от них поддержку. Чтобы идти дальше и добиваться успехов, человек должен иметь положительное представление о себе. Иначе какой смысл в движении вперед? Итак, вы должны критиковать свой поступок, а не себя. И принять себя в грехе, ибо обратное тормозит ваше дальнейшее продвижение. Без того, чтобы принять себя совершившей грех, невозможно надеяться и на милость Аллаха.
В вашем нежелании принимать себя униженной перед Аллахом (а ведь грехи унижают нас перед Ним) есть высокая оценка о самой себе. Можете называть это самодовольством, самоуверенностью, высокомерием и т. п. Но это серьезное препятствие к достижению довольства Аллаха.
На самом деле, в высокомерии кроется высокий порог тревожности в отношении мнения о себе со стороны других людей. Такой человек не уверен в себе и в том, что его любят. Ему постоянно приходится «доказывать», что он достоин любви. И если брать во внимание вашу озабоченность в отношении своей личности в грехе («Как я могла совершить такое?!»), то становится понятным, почему в вас есть желание рассказать все близким людям. Таким образом вы пытаетесь узнать их мнение о себе, и если они принимают вас согрешившей, то и вы примете себя. А если они отвернутся от вас, то и вы отвернетесь от себя. Этим объясняются и ваши мысли о самоубийстве. Вам нужно научиться принимать себя такой, какая вы есть вне зависимости от оценок со стороны. Подумайте, что с вами может произойти, если люди отвернутся от вас: вы умрете, не сможете двинуться с места или что-то другое? Да, вы будете морально страдать и чувствовать себя одинокой. Но ведь Аллах ближе к вам, чем ваша яремная вена. И разве ради этих людей вы живете на этом свете? Кому вы обязаны своей жизнью, здоровьем, пропитанием и другими благами — разве не Аллаху? Так почему вы опасаетесь своего греха из-за того, что люди могут от вас отвернуться?
Люди, включая наших с вами родных и близких, могут отстраниться от нас и когда мы совершаем хорошие поступки. Например, когда мы выстаиваем намаз или держим пост в Рамадан. Люди несовершенны, и поэтому их оценки и мнения тоже не идеальные. Совершенен и справедлив Аллах. Поэтому нужно дорожить Его мнением о нас с вами, а не мнением Его творений о нас. Никто из нас не может с полной уверенностью сказать о себе, что он заслужил довольства Аллаха и рая! Как в одной притче, когда человек умирает и предстает перед Всевышним Аллахом, то сообщает: «О, Аллах, я заслужил Твоего рая, ибо я безгрешный». На что, раздается голос муравья: «Нет, человек, я пострадал от тебя. Ты наступил на меня и не заметил этого».
Поэтому, не держитесь за любовь людей к вам. Они могут повести вас и в хорошую, и в плохую сторону. Держитесь за Аллаха и Его религию. Человек создан так, что требует напоминания о своем положении перед Аллахом. И это напоминание должно быть постоянным. Даже взгляд в небо должен преследовать благую цель возвеличивания одного из знамений Всевышнего Аллаха. Вы должны думать: «Простит ли меня мой Господь, и что я должна сделать для этого?» Думать об Аллахе хорошо — это тоже поклонение.
Рассказывать о своем грехе людям я вам не советую. Оставьте это на суд Аллаха — Милостивого и Милосердного, Любящего, Прощающего, Справедливого, Знающего, Мудрого. Вместо того, чтобы выносить все на суд людей, далеких от морально-нравственных идеалов, особенно в наше время. Живите со своим грехом. В этом есть польза для вас самих: это будет постоянно напоминать вам о грехе и предостерегать вас от его совершения. Вы знаете, что хорошие поступки стирают плохие.
Человек обладает разумом и волей, направляющей его в пользу выбора добра или зла. Так, стакан может быть наполнен родниковой водой или грязью. И то, чем наполнит его человек, зависит от его выбора, а не свойств стакана. Сегодня в стакане вода, а завтра может быть что-то другое. Это зависит от вашего выбора.
Вспомните историю того, как Азазель стал Иблисом, а’узубиллях. И из-за чего это произошло? Эта история должна служить вам напоминанием того, что творение Аллаха может совершать хорошие поступки и достичь высокого положения перед Ним, вне зависимости от того, кто он есть по своей сути, но также может совершать плохие поступки и упасть в положении перед Всевышним вне связи со своим текущим состоянием. Как и в примере со стаканом: что мы по своей воле нальем туда, то и будем пить. А что мы нальем в наш стакан завтра — никто, кроме Аллаха не знает.
Мы заботимся о том, что сейчас имеем и каково наше положение перед Аллахом в настоящее время. А изменения нашего состояния души и духа неизбежны. Поэтому мы просим у Аллаха пять раз в день «наставить нас на путь истинный». Мы просим у Аллаха не отвращать нас от религии милости и лучшего из рода человеческого, да благословит его Аллах и приветствует, который будучи самым богобоязненным и совершенным в нраве, хвала Аллаху, по много раз за день просил у Аллаха прощения. Ваше положение перед Аллахом не понизится, если вы раскаетесь в своем грехе и попросите у Него прощения, а наоборот возвысится. Мы же сами обижаем и унижаем самих себя совершением грехов и проявлением высокомерия. Первое (грехи), увы, мы совершаем. Но и здесь, хвала Аллаху, мы можем покаяться и попосить прощения у Аллаха. Второе же (высокомерие) губительно, ибо в его проявлении не только непослушание, как в грехе, но и нежелание покориться Всемогущему Аллаху. Дальнейшие размышления об этом пусть станут пищей для вашего разума.
Поэтому, признайтесь самой себе в том, что вы совершили дурной поступок. Примите себя в грехе. Покайтесь и надейтесь на милость Всевышнего Аллаха. Также совершайте богоугодные деяния и старайтесь своим поведением заслужить довольство Аллаха, поднимать свой рух (дух) и благотворно воздействовать на близких вам людей.
Я желаю вам тех благ, которые помогут вам заслужить довольство Аллаха! ИншаАллах.
И хвала Аллаху, Господу миров!
«О сыны мои! Идите (обратно в Египет) и разузнайте о Йусуфе и его брате и не отчаивайтесь в милости Аллаха [не теряйте надежду на милость Аллаха]. Поистине, отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие (которые не верят в то, что Он может все)!» (Сура Йусуф, 87 аят).
Эльвира Садрутдинова