Автор: Эльвира Садрутдинова
Телевидение прочно вошло в нашу жизнь. Телевизор стал «членом семьи», сопровождающим нашу обыденную жизнь и праздники. Мы отдаем ему предпочтение, когда нам хорошо и плохо. Для многих семей он незаменим. Я сделала для себя несколько открытий, относительно просмотра телевизора, которыми спешу с вами поделиться.
Просмотр телевизора несет существенный вред человеку. Это касается и его физического здоровья, и личной жизни, и политической, и социальной, и духовной самоосознанности. Пользователь телевизора со временем перестает различать свое и чужое: мнение, эмоции и чувства. Он погружается в мир телевизора и сливается с ним. Передачи несут либо эффект «темных очков», когда все кажется настолько плохим и безнадежным, что ничего с этим уже не сделаешь. Либо эффект «розовых очков», когда все кажется прекрасным, а будущее перспективным. И то, и другое несут в себе манипулятивную установку «ничего неделания».
Так человек становится пассивным и нецелеустремленным, а это означает, что им легче всего управлять и диктовать свои условия. Вдаваясь в частности мира животных, растений и птиц, научных феноменов, человек теряет целостную картину мира и становится неприспособленным к активному решению текущих проблем. Мы теряем колоссальное количество времени за просмотром ящика с проводами вместо занятий тем, что действительно для нас полезно.
С иронией можно заключить, что эффект от различного сорта передач такой:
Через художественные фильмы манипулятор продвигает свои политические идеи, создает почву для восприятия нового политического режима или «культурно» нагоняет тень на прошлый политический строй. Озорные ток-шоу ведут к осмеянию собственной нации и образа жизни, что влечет к разобщенности населения, лени и воровству.
Показывая аудитории в зоо-передаче сколько полосок на теле экзотическо-го животного, теряется восприятие целостной картины мира. Это же происходит и с научными программами, когда обсуждая детали научных феноменов, «ученый» перестает оценивать целостность мира.
Телевидение создает эффект «розовых очков»: не нужно напрягаться, думать о текущих проблемах и их решении — сел, включил телевизор и нет проблемы.
Если читатель скажет: «Я смотрю только информационные передачи», то и здесь я спешу его огорчить. Прием массового манипулирования сознанием — «мозаичная передача информации» или «перескок» — ежедневно влияет на человеческий мозг в ин-формационных передачах. Это резкое изменение темы обсуждения, «перескок» с одного обсуждаемого вопроса на другой таким образом, чтобы у человека не появилось возможности обдумать и критически оценить полученную непосредственно перед этим информацию.
Манипулятивная информация высказывается в «беглой» форме, быстро, либо вообще без доказательств, либо с использованием незначительных доказательств, не выдерживающих серьезной критики. Для того чтобы не допустить демонстрацию несостоятельности установки и ее доказательств через критику, обсуждение или критическое осмысление, после ее высказывания тема разговора резко переносится на другой объект. Ход обсуждения, в контексте которого была высказана информационная установка, получается «рваный», непоследовательный, логика пользователя телевизором «бросается» манипулятором из стороны в сторону. Благодаря этому информационная установка «выводится» из-под критики и оседает в подсознании человека как уже «доказанная».
Каждый помнит, что в новостях сюжеты подаются кратко, быстро, бегло — так, чтобы за меньшее количество времени впихнуть в головы аудитории как можно больше информации. Сознание потребителя, пытаясь понять и оценить полученную информацию, вынуждено слишком часто «перестраиваться» (перескакивать) с одного объекта (событие, факт, действие, представленные манипулятором) на другой. В итоге такой «перегрузки» мозг просто перестает оценивать полученную информацию. Вся новостная лента воспринимается как обычный шумовой фон, без какого бы то ни было анализа. Но важнее то, что «уставшее» от постоянных «метаний» сознание, перестав тщательно оценивать увиденное и услышанное, продолжает принимать подающуюся с экрана информацию и без критического анализа воспринимает ее как более-менее достоверную. Эта информация оседает в подсознании вместе с заложенной в ней «скрытой качественной оценкой» того или иного факта (события, личности, процесса и пр.).
При любой террористической атаке экраны телевизоров показывают в «короткометражках» «мужчин-злодеев» с длинными бородами и «женщин-злодеек» в широких и длинных черных платьях. Зритель верит всему, что ему преподносят СМИ, не обрабатывая и не проверяя информацию. Так, женщина в черном ассоциируется у аудитории со смертницей с бомбой за пазухой. В этом примере сразу два приема мани-пуляции сознанием: подмена понятий и мозаичность информации («перескок»). Ибо женщина в черном одеянии подменяется с понятия «женщина, одетая согласно шариату» на «женщина-террористка-смертница», а мозаичная подача информации на фоне смертей невинных людей, слез их родственников, разрухи создает, соответствующую данной информационной установке манипулятора, атмосферу. Это скрытая пропаганда антиисламских настроений. Люди, чье критическое мышление выключено вследствие проведенной над ними манипуляции, видят во всех мужчинах, имеющих бороды и женщинах, одетых по законам ислама, злоумышленников и потенциальных преступников.
Важно понимать, что воспитание человека, воспринимающего мир в «мозаичном режиме», не видящего целостную картину (хоть отдельной сложной проблемы, хоть всего мироздания), есть серьезный урон психике объективно воспринимающего и адекватно реагирующего человека. Следствием этого являются намного более разрушительные последствия, чем даже при целостной, но неверной картине мира (проблемы). Неправильное видение можно либо исправить — такая возможность остается, так как сохраняется базовое целостное восприятие. Либо применить к окружающей действительности, увидеть расхождения, задействовать интеллект для коррекции. Если же целостной картины нет как таковой — интеллект бесполезен.
Происходит намеренное культивирование манипулятором расхождений в устоях состоявшегося сильного общества и государства для ослабления ее границ изнутри.
Ряд исследований показывает связь между просмотром порнографии и совершением актов насилия против женщин, включая сексуальное насилие. Во время последних войн солдаты, совершавшие зверства и преступления против человечности, оказывались постоянными потребителями порнографии, даже смотрели ее, чтобы «расслабиться» после убийств (Чу, Риджали).
По данным доклада психолога Сюзан Фиске и команды исследователей Принстонского университета просмотр телепрограмм сокращает эмоциональную чувстви-тельность человека к насилию.
Ученые выявили, что длительный просмотр телевизора детьми ведет к аутизму и асоциальному поведению.
Телевидение называют причиной таких проблем, как близорукость, гиподинамия, ожирение, нарушение внимания и многое другое. У детей, расположенных к эпилепсии, ритмическая стимуляция сетчатки глаза прерывистыми вспышками света может вызвать приступ. Телевизор может быть причиной головной боли, нарушений сна у детей.
Израильский биолог профессор М. Арансон обнаружил, что постоянный многочасовой просмотр телепередач ухудшает память и усиливает вероятность развития сла-боумия. Английские исследователи обвиняют ТВ в ухудшении навыков общения у детей. Они меньше общаются с родителями и сверстниками, меньше пишут и читают. Часто телевизор — их главный собеседник. В результате дети все хуже владеют родной речью. Под влиянием ТВ у детей могут развиться такие зависимости, как курение, алкоголизм, да и телезависимость. Многочасовое сидение в одной и той же позе нарушает кровообращение, питание органов и тканей. У ребенка портится осанка, появляются проблемы со зрением.
Поэтому, иметь у себя дома такого «члена семьи» или нет, решаете вы сами. Альтернативой телевизору могут служить куда более безопасные и полезные вещи: общение с родными и близкими людьми, занятия спортом, прогулки по лесу, походы в зоопарк и ботанический сад, исторический музей, кукольный пальчиковый театр у себя дома для вашего малыша и еще много интересного, не прибегая к телевизору.
Поймите, что телевизор, не может заменить вам жизнь настоящую: теплое общение, поддержку, игры с детьми, развлечения с друзьями. И он не в состоянии решить ваши реальные проблемы, потому что он — ящик с проводами, а вы — человек, умеющий рассуждать, чувствовать и взаимодействовать с людьми. Доброго вам здоровья!
Эльвира Садрутдинова