Автор: Эльвира Садрутдинова
Новый Год ассоциируется у многих людей с ощущением праздника и ожиданием чуда. Это день, когда на столе лежат мандарины, а под елкой подарки. Ребенок с нетерпением ждет этого дня, чтобы получить свой подарок, посмотреть на салют и вкусно поесть. Но есть ли «подводные камни» в праздновании Нового Года для ребенка?
Я обнаружила возможность следующих нарушений у ребенка, посещающего новогодние утренники:
1. Нарушается коммуникативная способность ребенка, то есть желание и возможности общаться и познавать мир.
2. Ребенок становится несдержанным, социально пассивным, склонным к асоциальному (преступному) поведению.
3. Стираются половые различия и социальные установки. Мальчик учится пренебрежительному отношению к женщине, а девочка — к мужчине.
4. Портятся отношения ребенка с родителями, сверстниками.
5. Ребенок учится использовать пожилых людей для удовлетворения своих целей и не заботиться о них.
6. Ребенок обучается потребительскому отношению к миру при минимуме возможностей самому научиться приобретать для себя земные блага.
«Новый Год» воспитывает в ребенке слабого и безвольного человека, не делающего различий в общественной жизни между мужчиной и женщиной, ожидающего земных благ при минимуме усердий, пренебрежительно относящегося к противоположному полу, своим родителям и пожилым людям, главная цель которого — получать различные блага за сам факт своего существования, а не путем кропотливой работы, в кратчайшие сроки, с нетерпением, используя для этой цели средства, среди которых обман, которому его научили.
Предоставляю вашему вниманию мои рассуждения, чтобы вы убедились сами:
Для ребенка Новый Год — это всегда ложь со стороны самых близких ему людей — папы и мамы, о том, что существуют Дед Мороз и Снегурочка. И этот обман травмирует детскую психику. Ребенок принимает на себя опыт, что его обманывают самые дорогие ему люди, и это выглядит в глазах общественности вполне нормальным и даже одобряемым явлением. В детском мозгу, еще не забитым шаблонами реагирования, развивается здоровое неприятие того факта, что его обманули. Ребенок запоминает, что мама может обмануть. Это делает его очень уязвленным, ибо ребенок прощупывает среду на безопасность через общение с мамой. Он становится необщительным, раздражительным и пассивным. Окружающий мир кажется ему небезопасным, ибо все его взаимодействие с окружающим миром опиралось на систему: «Я и мама, и общество» через «Я и мама». Узнает он об этом обмане через кого-то или догадывается сам, когда видит воспитательницу детского сада, переодетую в Деда Мороза. И вот она ходит вокруг елки, изображая пожилого мужчину. Нарочитым басом она произносит: «Здравствуйте, дети!» Видя такой пример со стороны родителей, воспитательницы и одобрение их действий общественностью, ребенок сам учится обманывать.
Явление, когда родители говорят своему чаду: «Чего ты хочешь на Новый Год? — Попроси Деда Мороза», на самом деле, ставит ребенка в тупик. Он начинает думать: «Разве Дедушка Мороз любит меня больше, чем родители?» Это обстоятельство отдаляет доверительную дистанцию между ребенком и родителями. К тому же, сам факт, что ребенок ожидает появления Дедушки Мороза, говорит еще и о том, что ему хочется, чтоб на него обратили внимание, выслушали его, по-доброму отнеслись и вручили подарок. Это должно насторожить родителей — почему всего этого ребенок ждет не от папы и мамы? Не стоит поддерживать тенденцию маленького человека доверять чужому человеку (в данном случае это Дед Мороз) все свои переживания и ожидания — раз, и доверять кому-то больше, чем своим родителям — два. Если поддержать этот навязанный обществом миф доброго Дедушки Мороза, то у ребенка могут возникнуть проблемы в общении с людьми: он будет ожидать от всех них заведомого добра, разочаровываться и уходить от всяких контактов. Или у ребенка в ответ на разочарование понизится самооценка, и он будет расти неуверенным в себе человеком. Это формирует невротические паттерны поведения. Доверие ребенка кому-то больше, чем родителям, не укладывается в голове любого разумного человека. И вместо того, чтобы отсылать ребенка писать кому-то письма с пожеланиями под Новый Год, родителям лучше самим расспросить ребенка о его самочувствии и переживаниях. Родителям нужно разговаривать с ребенком и выстраивать мост доверия — это будет профилактикой возможных фобий, неврозов, неврозоподобных и неврологических заболеваний.
Ребенок видит свою воспитательницу — женщину, переодетую под мужчину с белой бородой. Психика ребенка ведь еще не испорчена и не извращена современными реалиями, и видеть подобное для него не столько не эстетично, сколько нездорово.
Таким образом, ребенок уже понимает и учится, что «женщина может стать мужчиной». Это ломает социальные установки и прерогативы, что женщина — это хранительница домашнего очага, верная и преданная спутница жизни, а мужчина — добытчик и защитник. К тому же, в голове ребенка укладывается: «Женщина может обмануть», что формирует предвзятое отношение и пренебрежение к женщине, если это мальчик.
У ребенка также появляются вопросы относительно того, почему женщина переоделась в мужчину, и почему мужчина позволил женщине одеваться, как мужчина? — И ответ на этот вопрос унижает мужчину и принижает его положение в обществе, как допустившего подобное явление, и характеризуется ребенком, как признак слабости мужчины. Ребенок думает так: «Раз дядя позволил тете одеться, как дядя, значит, дядя чего-то не может, а тетя может». То есть, девочка учится не уважать мужчину и возвышаться над ним.
Далее Дед Мороз говорит: «А ну-ка, дети, покажите, что вы умеете! Кто мне расскажет стих, тому от меня подарок». Это воспитывает в ребенке отношение к пожилому человеку: «Если хочешь что-то получить от старого человека, нужно что-то для него сделать». Но и это «что-то сделать» ограничивается стихами и плясками, то есть выражением своих творческих способностей, а не заботой о старом человеке. Тогда как ислам учит заботиться о пожилом человеке искренно и бескорыстно.
Взаимоотношения между детьми на новогоднем утреннике основаны на зависти и конкуренции за лучший подарок. И это явление ломает в ребенке вечные принципы гуманности и милосердия к окружающим, предпочтение морально-нравственным качествам земные блага и достижения. Сколько детей я наблюдала плачущими от того, что «этой девочке достался подарок лучше, чем мне» и т. п.
Хождение вокруг елки, громогласные уговоры ее зажечься и задабривание ее вешанием на нее игрушек. Это явление по справедливости не может считаться разумным и уж тем более не должно быть поощряемым взрослыми людьми. Ибо вреда от этого так много, а пользы нет. Нарушается коммуникативная способность ребенка, он приучается для решения своих проблем использовать фантазии, что отрывает его от существующей реальности и притормаживает развитие и выражение своей личности. Громко и неоднократно выкрикивая: «Елочка зажгись!», ребенок становится несдержанным, неспособным удовлетворять свои потребности мирным путем и задаваться вопросами компромиссного решения проблемы, что в предрасполагающих для этого условиях в семье может стать толчком к асоциальному (преступному) поведению.
Это те проблемы «новогодних» детей, которые мне удалось выявить. Возможно, есть и другие. И не надо быть детским психологом, психотерапевтом и психиатром, чтобы видеть описанные мной проблемы, которые приносит с собой нашим детям «Новый Год», доста-точно быть наблюдательным человеком.
Все родители желают своим детям здоровья и полноценного развития. Отмечать Новый Год или нет, родители решают сами. Вывод же очевиден и напрашивается сам собой.