Автор: Эльвира Садрутдинова
Житейские наблюдения и изучение психологических материалов привели меня к таким мыслям в отношении высокомерия:
Не знаю, как у других людей, но у меня вид высокомерного человека: замкнутого, холодного, с резкими экономичными движениями, металлическим голосом и краткими ответами, насмешливым взглядом и т.д., всегда вызывал чувство интереса и сочувствия. Я предполагала, что за этой невозмутимой маской скрываются динамичные душевные переживания. Высокомерный человек довольно неплохо обустраивает свою жизнь, ибо ориентирован он на достижения и успех – это его мера оценки себя и окружающих. Если же он неуспешен в жизни, то он много и часто болеет. Не сказать, что такой человек любит быть в одиночестве, но он держится обособленно. Вряд ли его лучшим другом, станет человек, который достиг больших успехов, чем он сам. Постоянное нахождение в конкуренции высокомерный человек не выдерживает. Его мимика, жесты, слова и даже поступки шаблонные. Ему тяжело простить человека, который хотя бы раз не оправдал его надежд. Высокомерному человеку хорошие взаимоотношения даются непросто – точнее, он сам защищает себя барьерами от контактов с людьми, предпочитая пребывать в одиночестве, чем каждый раз доверяться и разочаровываться. Общение ему дается сложно, он внутренне признателен тем, кто мягок с ним и уступчив, доброжелателен, легок на похвалу. На самом деле, он относится к окружающим его людям так же, как относится к самому себе, требуя от них заслужить его любовь, симпатию, похвалу, награду, но внешне это выглядит как надменность и занижение чужих заслуг. Его границы контакта, как ежовые рукавицы, а для тех, кому все же повезло оказаться в числе близкого окружения, тем он доверяет свою жизнь, как ребенок, без размышлений о последствиях. Именно поэтому ему тяжело переносить разочарование в близком человеке, ибо он не в состоянии ни предвидеть подобное, ни быть готовым к такому.
Читатель, наверное, догадался, что эмоциональная жизнь такого человека бедная, поэтому ему нужен яркий в эмоциях партнер. В еде и напитках высокомерный человек неординарен. Он ценит, когда сервировка стола необычная, эстетически красивая, а еда на вкус острая, экзотическая. Возможно, он любитель кофе и сигарет, а также авантюрных видов спорта: прыжки с парашюта, сноуборд. Это внешне заменяет ему его бедную внутреннюю жизнь, в которой все довольно просто и схематично. Он сам себе заранее нарисовал свое отношение к человеку и отношение человека к нему, которое и не убавить, и ни прибавить. Если же меняется его отношение к человеку или отношение человека к нему, то высокомерному человеку проще уйти в сторону, проявляя при этом внешнюю гордость и беззаботность, но внутри себя он переживает утрату связей тяжелее других людей, ибо их у него не так уж много.
Вот некоторые качества характера высокомерного человека:
Не терпит критики, обидчив, упрям, завистлив, не видит своих ошибок, эгоистичен и самолюбив, самоуверен с большим самомнением. Он не любит советов, его ничем нельзя удивить, не умеет общаться, не может открыться, не может говорить о своих слабостях, не умеет посмеяться над собой, не хочет помощи, не благодарен, не помнит своих благодетелей, не может простить, не умеет извиняться, помогает нуждающимся только, чтобы себя возвысить, злословит.
В таких условиях высокомерному человеку удобно жить. Но можно ли это назвать счастливой жизнью – другой вопрос?
Высокомерный человек склонен к заболеваниям сердца, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, суставов, расстройствам сна, подробнее с этим можно ознакомиться в литературе психосоматических заболеваний.
Как описывают высокомерие словари?: Высокомерие в толковом словаре Ожегова – это гордое и надменное поведение, отношение к кому-н. В толковом словаре Ефремовой высокомерие – это уверенность в своем превосходстве, пренебрежительное отношение к окружающим. В словаре синонимов Абрамова: Высокомерие – Гордость.
Как можно отнестись к высокомерию с точки зрения психотерапии?: Источник высокомерия лежит в самооценке человека и выступает в качестве психологической защиты. Чтобы избавиться от высокомерия, человеку нужно поработать над своей самооценкой. Она неадекватна реальной вследствие психотравмы, полученной в детстве. Возможно, у него была скупая на теплые слова мать, которая хвалила за определенный результат и, таким образом, у ребенка выработался условный рефлекс, что его любят за поступки, что любовь матери нужно заслужить. Отсюда нацеленность клиента на успех, страх одиночества, неуверенность, что его любят и т.д. При психотерапевтическом сеансе нужно призывать высокомерного человека к контакту с собой и реальностью, постоянно поддерживая его, ибо стыд может затормозить психотерапевтический процесс. Важно находиться с ним в ненавязчивом контакте, подавая ему явные сигналы постоянной поддержки: доброжелательность и мягкость. Сам высокомерный человек вряд ли придет за помощью к психотерапевту, ибо это противоречит его симптомам.
Что Ислам говорит о высокомерии:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (25:63).
«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (31:18).
Исцелением от высокомерия служат слова из суры «Аль-Фатиха»: «Тебя одного молим о помощи».
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдет в Рай тот, в сердце которого есть высокомерие весом с пылинку!» Услышав это, один человек спросил: “Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, однако высокомерие – это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим).
Ислам не только порицает высокомерие, но и занимается его профилактикой, которая заключается в образе жизни мусульманина. С момента зачатия и до того, как покойного предадут земле, человеку в Исламе оказывают достойное отношение. Есть множество преданий от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о правах еще не родившегося ребенка, новорожденного, детей разных возрастов, взрослого человека во всех сферах его жизнедеятельности, покойного. И эти «права» при их детальном и внимательном изучении показывают размышляющему человеку, что их наличие смягчает сердце и заполняет его благодарностью, вселяет спокойствие, уверенность и любовь к ближнему. Поэтому, если человек ведет религиозный образ жизни: искренне исполняя свои обязанности, самооценка человека будет адекватна реальной, и в нем не должно развиться высокомерие.
Хвала Тому, Кто ниспослал религию милости – Всевышнему Аллаху!
Эльвира Садрутдинова