Автор: Эльвира Садрутдинова
Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Пусть тот, кто желает, чтобы его удалили от Огня и ввели в Рай, окажется верующим в Аллаха и в Последний день, когда придёт к нему смерть, и пусть обращается с людьми так же, как желает он, чтобы (люди) обращались с ним самим (Муслим).
Вам знакома ситуация, когда обида занимает все ваши мысли? При обсуждении этого явления хотелось бы заострить ваше внимание на том, как это выглядит со стороны. Представьте, что обиженный человек — это не вы, а кто-то другой, и проанализируйте всю ситуацию, стараясь быть в ней объективными. И тогда вы поймете, что, обижаясь, вы поступаете так же, как и человек, который вас обидел. А это, в свою очередь, сообщает, что вы в этой ситуации ничем не отличаетесь от человека, который вас обидел.
Например, вы обиделись, что соседка не дала вам щепотку соли для вашего борща. И вот, вы сердитесь на нее и думаете про себя: «Я ей тоже не дам соли, когда она попросит, и вообще ничего!» Попробуйте оценить эту ситуацию, как человек со стороны — без горячих эмоций и с холодным рассудком. Во-первых, у соседки, и вправду могло и не быть в тот момент соли. Во-вторых, может быть, она болеет, и у нее бессолевая диета. В третьих, у нее могло быть мало соли, и она постеснялась дать вам мало, чтобы вы не подумали, что ей жалко. На самом деле, причин отказа может быть множество, нужно лишь позволить себе задумываться о них.
Хочу акцентировать ваше внимание еще и на том, что, обижаясь, вы сами ведете себя как потенциальный обидчик. Потому что за обидой следуют действия, которыми руководят негативные мысли. В лучшем случае обиженный откажется от всяких контактов с обидчиком, а в худшем — будет ему мстить. В таком случае обиженный сам становится обидчиком. Ибо игнорирование и уход от общения с обидчиком, вредительство — сами по себе не являются чем-то хорошим. Поэтому, прежде чем на кого-то обижаться задумайтесь: «А не поступаю ли я так же, как тот, на кого сама обижаюсь?» Если вы видите свою обиду, как ответ добра на зло, то спешу вас огорчить: Обида — это зло, как для обижающегося, так и для обидчика. Обида усиливает вражду, злость, неприязнь, сеет смуту и раздор в обществе. Она же ведет к развитию психосоматических заболеваний у обиженного. Поэтому обижаться — удел не сильных духом и не задумывающихся людей. В природе обиды лежит детская реакция, как ответ на неудовлетворение родителем требования ребенка. Это еще раз доказывает, что обида делает нас похожими на детей, то есть людей с еще несовершенной нервной системой и неотработанными механизмами приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды.
Когда вы чувствуете, что собираетесь обидеться, то погрузитесь в себя и в свои чувства. Не стесняйтесь пожалеть себя, взамен на обиду побалуйте себя повышенным вниманием к себе: заварите себе вкусный чай, съешьте кусочек любимого блюда и т. д. Постарайтесь отвлечь себя чем-то полезным. Поставьте себя на место обидчика и подумайте о причинах его поведения, а если не нашли ему оправданий, то признайтесь в себе в том, что вы не нашли эту причину. Поступая так, вы экономите свое время и тратите его на полезные вам и вашей семье нужды, сохраняете свое здоровье, заслуживаете милость Всевышнего Аллаха.
Обиды нужно опасаться так часто и так серьезно, словно вы убегаете от прямой опасности. Ибо обида кроет в себе высокомерие. Последнее же делает запретным рай. Задумайтесь, что обижаясь, вы словно говорите самой себе: «Как она могла поступить так со мной!?» — Да, могла по воле Аллаха. Или вы думаете, что вы совершенны, и с вами непозволительно так вести себя? Вспомните, что даже пророки, мира им всем, терпели. А ведь они были любимцами Аллаха. А посланник Аллаха — Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был лучшим из рода человеческого и самым терпеливым, и он самый любимый для Аллаха, но, тем не менее, и он испытывал на себе испытания и лишения. Хвала Аллаху, в нашем господине Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, не было высокомерия и он — обладатель великого нрава! Отказ от обиды приближает к великому нраву, если угодно Аллаху.
Притча об обиде
К Учителю подходит ученик и говорит: «О, учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я совершаю большой грех из-за того, что подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель протягивает ученику горсть гвоздей со словами: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену…»
Через некоторое время ученик радостный приходит к учителю со словами: «О, дорогой учитель, моя жизнь стала лёгкой и праздничной, у меня больше не осталось гвоздей. Что мне делать?». Учитель сказал, чтобы ученик вытащил все гвозди из стены и принёс ему.
Ученик приносит гвозди и говорит учителю: «А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?»
Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».
*****
Аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад», сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий, который поддерживает общение с людьми и (терпеливо) переносит их обиды, лучше такого (верующего), который не общается с ними и не переносит их обид».
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (сура «Семейство Имрана» , аят 110)
«Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу» (сура «Ибpaxим», аят 24).
«И не забудем, что «Аллах – с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (сура «Пчелы» , аят 128).
Ведь «не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Разъяснены» , аят 34).
А кто «уверовали и совершали праведные деяния, будут обитателями Рая и пребудут там вечно» (сура «Преграды» , аят 42).
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, его семье, его сподвижникам и его последователям! Аминь.
—————
Эльвира Садрутдинова