Автор: Малика Умм Яхья
Большая проблема современного мусульманского общества заключается в том, что соблюдающий мусульманин уделяет мало внимания повторению основ религии и получению новых знаний по омовению, намазу и посту, хотя практикует эти составляющие религии регулярно: намаз и омовение – каждый день, пост – в течение Рамадана (а многие держат и желательные посты).
Понять эту психологию просто – прочитав и пару раз перечитав книги и статьи по омовению и намазу, человек хочет двигаться дальше. Ему кажется, что он уже все выучил. Кто-то, проштудировав несколько книг по азам религии, останавливается, решив, что уже выполнил все необходимое. Кто-то хочет развиваться, читать про исламскую экономику, про халяльную еду, правила никаха, он хочет изучать жизнь Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и Коран. Это все понятно и замечательно.
То же с акыдой, но – в силу интернет-полемик и засилья заблудших – интереса к вероубеждению больше. Вдобавок умозаключения и рациональные доводы забыть сложнее – если ты один раз что-то понял, радость понимания долго не забывается. Нельзя сказать, что с акыдой дела обстоят гораздо лучше, потому что акыда важнее, заблуждений больше, оступиться страшнее. Но с фикхом однозначно нелады.
Во-первых, кроме обучающихся в медресе, почти никто не учит ничего наизусть, кроме Корана, и нет такой ответственности, как перед учителем. Вот ты прочитал книгу (или даже тоненькую книжечку) по омовению, намазу и посту, все понял и вроде все помнишь. Если никто тебя не спрашивал по книге, очень вероятно, что половину ты забудешь уже через месяц. Конечно, первостепенные вещи вряд ли забудутся, но перепутается последовательность сунн, треть адабов сотрется из памяти, а уж правила, связанные с наджасой, с первого раза точно не уложатся в голове.
Во-вторых, человеку обычно свойственно бежать вперед, не оглядываясь назад. Повторять в принципе довольно сложно, хотя и правильно. Сложно в сотый раз читать про то, что границы лица – от уха до уха. Кажется, что ты уже все это знаешь. Чушь и самообман. Половину, скорее всего, ты уже забыл.
В-третьих, есть особо сложные разделы в темах омовения, намаза и поста. Что нарушает пост без каффары. Когда можно делать таяммум. Как следовать за имамом в намазе (и вообще все правила намаза джамаатом). Эти вопросы требуют стократного возвращения, повторения, разбора.
Напоследок я рискну дать несколько советов тем, кто исполняет предписания Ислама и стремится изучать правила религии, однако при этом находится на начальном уровне знаний, не учится в медресе (или у преподавателя) и располагает преимущественно книгами на русском языке. Если ваш уровень знаний – не начальный, то вы наверняка знаете то, что я напишу ниже. Если у вас есть медресе и преподаватель, то ваши знания подвергаются регулярной проверке – и, скорее всего, вы возвращаетесь к разделам поклонения и повторяете их перед экзаменами.
Итак:
1. Читая, конспектируйте или делайте отметки в книге. Это поможет структурировать ваши мысли и поспособствует запоминанию, иншаАллах.
2. После прочтения попросите кого-нибудь задать вам вопросы по тексту книги. Если совсем некого попросить, напишите вопросы самостоятельно и ответьте на них без книги в руках.
3. Обращайте особое внимание на перечисления (фарды омовения, сунны омовения и так далее). Если список большой и сложно запомнить все, то запомните хотя бы цифру (то есть количество пунктов). Учите наизусть определения и последовательность (тартиб).
4. После прочтения книги или раздела сформулируйте, что непонятно. Что именно надо пояснить? Попробуйте найти ответ в других достоверных книгах или на сайтах Ахлю-с-Сунна. Если не получается, пошлите вопрос муфтию.
5. По мере практики омовения, намаза и поста запоминайте и записывайте разные сложные ситуации, в которых вы оказывались. Старайтесь узнать, правильно ли вы поступили и как следовало поступить.
6. Неизменно возвращайтесь к разделам омовения, намаза и поста. Это то, с чем вы сталкиваетесь постоянно. Я здесь не упоминаю закят и хадж исключительно потому, что они не для всех обязательны. Конечно же, это тоже очень важные темы. Если вы платите закят или собираетесь в хадж, внимательно подойдите к изучению этих разделов. Если хадж и закят для вас не обязательны, все равно не пренебрегайте изучением этих тем – все может резко поменяться, и придется разбираться впопыхах.
Все это касается в том числе и мусульман, которые не учатся религии регулярно. Это не только для студентов шариатского знания! Это касается абсолютно всех. Читайте ради Аллаха и повторяйте ради Аллаха. И тогда, иншаАллах, знание укрепится в нас, и мы примкнем к тем, кто хранит его.
Прошу Аллаха сделать эту статью полезной для меня и для вас. Амин.
Малика Умм Яхья