Автор: Малика Умм Яхья
Хочется сказать о дурной манере, которая, к сожалению, сильно распространилась на исламских сайтах и на страницах мусульман в социальных сетях — о цитировании (или перепосте) без указания источника: имени автора или гиперссылки на оригинал.
Конечно, речь не идет о воровстве чужих работ и приписывании авторства себе — для подавляющего большинства мусульман, думаю, запретность этого очевидна. Также мы не говорим сейчас о вопросе законности авторских прав в Исламе, так как это вопрос расхождения между учеными и у обеих сторон есть свои доводы. Мы говорим о такой вроде бы мелочи, на которую мусульмане могут просто не обратить внимание. Однако, если разобраться и вникнуть в проблему, она окажется не такой уж незначительной.
Разумеется, эта проблема не нова и существовала еще до появления социальных сетей и интернета. Заимствование цитат из чужих книг без ссылки и даже прямой плагиат — такое, увы, было и раньше в мире исламских наук. Так, великий ученый, мухаддис, шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, рахимахуЛлах, в предисловии к восьмому изданию своей книги «Кымат аз-заман ʼинда аль-уляма» («Ценность времени для ученых») — одной из лучших книг по исламскому тайм-менеджменту — пишет, что после публикации его книги и теплого ее приема у читателя несколько авторов написали свои книги на схожую тему, где привели без указания источника те цитаты, которые шейх Абу Гудда по крупицам собирал в течение долгих лет кропотливого труда.
И шейх говорит, что подобные действия — это нарушение такого важного принципа нашей религии, как «амана», то есть это поведение людей ненадежных, не заслуживающих доверия, поскольку ученые говорят: «Из «амана» в знании – возводить его (знание) к сказавшему и передавшему».
И далее мы приведем несколько цитат от великих исламских ученых прошлого, собранных шейхом, которые указывают на важность ссылаться на источник при цитировании:
Имам Абу Убейда аль-Касим ибн Саллям аль-Харави аль-Багдади (ум. в 224-м г. по хиджре), рахимахуЛлах, сказал:
«К проявлениям благодарности за знание относится следующее — когда ты узнал какой-либо вопрос, сказать: «Мне было неясно то-то и то-то, и я не знал этого, пока мне это не объяснил такой-то». И это будет благодарностью за знание».
Хафиз ас-Сахави сказал в «Аль-Джавахир ва ад-дурар»:
Достоверно передается от Суфьяна ас-Саури, что он сказал (смысл):
«Относить полезное знание к тому, от кого его получил, относится к проявлениям честности в знаниях и благодарности. А умолчание об этом (об источнике знания) — проявление непорядочности и неблагодарности».
Имам ас-Суюты сказал в книге «ʼУкуд аз-зубарджад ʼаля муснад аль-имам Ахмад»:
«Благодать (барака) в знаниях — указывать источник слов, поскольку в этом проявление «амана» (честности, надежности) и отстранение от вероломства, а также [указание источника слов] — одна из главных причин полезности книги».
Мусульманам нужно на это обратить внимание и указывать автора и источник при публикации на сайтах и в социальных сетях.
Абу Яхья