Мусульманки Москвы о своем Рамадане (2). Сестра Хадиджа: «Возможность держать пост – это милость Аллаха» - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Мусульманки Москвы о своем Рамадане (2). Сестра Хадиджа: «Возможность держать пост – это милость Аллаха»

С дозволения Аллаха мы продолжаем цикл статей, где новообращенные русские мусульманки из Москвы рассказывают о своем первом Рамадане. Сейчас с нами поделится своими мыслями о своем первом посте и о своем опыте Рамадана сестра Хадиджа.

Хадиджа, я знаю, что ты приняла Ислам в 2009 году, что ты помнишь об этом времени, как проходил твой первый Рамадан?

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Хочу сказать, что именно в 2009 году я познакомилась с Рамаданом – это было за несколько месяцев до принятия мной Ислама. Получилось так, что в то время я находилась в Египте, как раз начался Рамадан, и люди стали держать пост. До этого времени я и сама не интересовалась Исламом, и с мусульманами почти не приходилось встречаться, так что мне все происходящее было интересно. Из уважения к этим людям, которые в течение довольно долгого дня не ели и не пили, хотя температура днем достигала 50 градусов, мне стало интересно попробовать продержать пост – правда, я смогла выдержать только дня два-три, наверное. Руководство гостиницы, где я жила, устраивало ифтары для своих сотрудников и вообще, для тех, кто держал пост там, на них была очень вкусная еда – мне особенно запомнился такой напиток, приготовленный из фиников с молоком. Видимо, у меня тогда уже возникло некое понимание происходящего – что люди отказываются от еды и воды ради своей веры, поэтому из уважения к ним я старалась носить более закрытую одежду и даже повязывать платок. Помню какой-то сотрудник-мусульманин спросил у меня – зачем я это делаю, ведь на мне нет обязанности поститься, но я чувствовала, что это нечто важное, мне хотелось почувствовать это изнутри. Нам, европейцам, это вообще очень трудно представить, как держат пост люди в арабских странах, на юге, в очень сильную жару, когда ты постоянно хочешь пить, у тебя общее обезвоживание организма, у тебя болит голова. В такую погоду мы вообще не можем находиться в этом климате без кондиционеров, душа, воды, а как чувствуют себя люди, которым в это время приходится работать, выполнять какие-то обязанности на работе?

Но, к сожалению, мне приходилось видеть и другое – что люди, которые в дневное время отказывались от еды и питья, когда наступала ночь, позволяли себе такие вещи, которые запретны в Исламе – пили спиртное, вступали в запретные отношения с женщинами. Тогда я почти ничего не знала об Исламе, но я чувствовала, что такое поведение не соответствует духу, смыслу поста.

Мне также повезло встретить праздник Ид аль-фитр в Египте – когда ночью все улицы были украшены фонариками, все было освещено, было очень красиво. Люди высыпали на улицы, все веселились, радовались, была атмосфера большого праздника.

А на следующий год ты уже держала пост как мусульманка?

Я приняла Ислам в 2009-м году, в конце года, так что летом следующего, 2010 года, был мой первый Рамадан. До наступления Рамадана я несколько раз держала суннат-посты в понедельник и четверг, так что примерно представляла себе – что такое пост. Перед Рамаданом я очень волновалась, я не знала — как я выдержу целый месяц поста. Я знала, что это моя обязанность, что я должна это сделать, но я не представляла, как я это сделаю.

Надо сказать, что у меня тогда еще почти не было знакомых мусульман, так что я помню, как сидела в мечети накануне Рамадана и переживала, что, наверное, в такое время я буду одна. Но как раз перед постом я познакомилась с очень хорошей женщиной по имени Лала, азербайджанкой, которая много поддержала меня в то время. Также в последние десять дней Рамадана при Мемориальной мечети Москвы открывался «шатер Рамадана», где устраивались ифтары (сейчас это мероприятие «шатер Рамадана» проходит на протяжении целого месяца поста). Мы жили тогда рядом с этой мечетью, так что я много времени во время Рамадана проводила в мечети, вместе с сестрами, с которыми тогда познакомилась, – мы вместе открывали пост, совершали таравих-намазы с джамаатом, посещали ифтары и разные мероприятия при мечети, я все это время чувствовала поддержку сестер.

То есть, ты волновалась, но Всевышний тебе это время облегчил – у тебя появились друзья, вы вместе были в мечети, открывали вместе пост, совершали таравих?

Да, мне Всевышний облегчил, и хотелось бы сказать, что вообще, наша возможность держать пост – это, прежде всего, милость Всевышнего. Я не представляю, как бы я могла держать пост целый месяц без Его помощи. Моя мама все время удивляется, как я с моим очень хорошим аппетитом (она дразнит меня в обычное время, что я все время хочу есть) могу целый день летом проводить без пищи.

В тот мой первый Рамадан я помню, что меня очень вдохновили слова одной сестры – она рассказала мне хадис, где говорилось, что, если человек пропустит хотя бы один день поста в Рамадан без уважительной причины, он не сможет его восполнить, даже если всю оставшуюся жизнь будет держать пост. Имеется в виду, хотя ты этот день и возместишь, но ценность этого дня, эти духовные блага, ты никогда уже не получишь.

Как я поняла, тот Рамадан у тебя прошел хорошо, поскольку у тебя появились подруги, ты много времени проводила в мечети.

Да, мы собирались в мечети, каждая сестра что-то готовила и приносила для ифтара – или, помню, что на ифтар в мечети постящимся раздавали воду, финики, плов и арбуз. Важно, что были вокруг меня всегда были люди, которые поддерживали меня в это время, помогали мне. Это мне очень помогло. И разумеется, это милость Всевышнего. Если мы делаем выбор – идти по пути Ислама, по пути следования религии, иншаАллах, Всевышний нам поможет и облегчит.

Люди иногда думают, что пост – это наша обязанность, это тягость. Но на самом деле сама наша возможность держать пост – это милость Аллаха, то, что Он дает нам такую возможность. В этом большое благо – вообще, весь месяц Рамадан, это месяц баракята, в этот месяц ты чувствуешь прилив сил, энергии, тебе хочется совершать больше поклонения, альхамдулиллях. Это месяц праздника.

То есть, пост – это не только какое-то усилие, тягость, но это также радость, удовольствие?

Не могу сказать, что это только радость – конечно, у нас есть желания, есть тяга к пище, к воде, особенно в жаркий день очень хочется пить, мы любим вкусную еду, в нас это заложено. Но все равно в это особое, благословенное время мы испытываем радость от совершения ибадата, от близости с братьями и сестрами, эту благодать.

Что для тебя дух Рамадана – это, как ты сказала, особая благодать, особое единство верующих, праздник, радость?

Каждый год я переживала Рамадан несколько по-разному. Как я уже сказала, в первый год я нуждалась в поддержке других мусульман – и мне Аллах дал такую возможность быть рядом с другими братьями и сестрами, мне очень помогла эта поддержка верующих, возможность вместе открывать пост, совершать таравих в джамаате. Но уже со временем мне захотелось быть в это время наедине со Всевышним, почувствовать Его особую близость.

Надо сказать, что ты уже до наступления Рамадана чувствуешь его наступление как предвкушение праздника. Сам этот месяц, как я сказала, это очень благодатное время, когда у тебя появляются силы, тауфик от Аллаха, и тебе хочется больше читать Коран, или зикр, поминание Аллаха, но это не значит, что ты такой особенный сам по себе, просто в это время тебе дается помощь. Это особый месяц, когда тебе хочется сделать максимум полезных дел. Ты читаешь Коран – когда я еще не умела это делать, я читала тафсир, стараешься что-то узнать нового о религии, сконцентрироваться на поклонении Аллаху. Многие люди именно в это время стараются посещать уроки по Исламу, чтению Корана – в нашу мечеть именно в Рамадан приходит много сестер, которые хотят научиться правильно читать Коран.

Наши имамы говорят, что Рамадан — это месяц перезагрузки, изменения жизни, когда тебе хочется очиститься, улучшить свою жизнь и дожить до следующего Рамадана в таком состоянии.

Именно в это время мы понимаем, как чувствуют себя люди, которые лишены элементарных вещей – воды, пищи. Мы начинаем понимать, насколько мы слабы, насколько мы зависим от Аллаха, от Его благ, нуждаемся в еде, воде, сне.

Мне очень нравятся слова имама Газали, что в зависимости от уровня благочестия человека пост разделяется на три уровня, и человек получает вознаграждение в зависимости от своего уровня. Первый, самый простой уровень – когда ты просто физически держишь пост, воздерживаешься от всего, что его нарушает. Второй, более сложный – когда ты стараешься воздерживаться не только от того, что нарушает пост, но и от всего запретного, плохого на духовном уровне – от сплетен, пустых разговоров, взгляда на запретное. И третий уровень, уровень больших праведников – когда человек старается сосредоточиться на Аллахе, не отвлекаясь от Него ни на что мирское. И нам следует стараться стремиться к этому высокому уровню – больше находиться со Всевышним, хотя бы не забывать благодарить Его за Его милости.

Ты сказала, что в первый год тебе важно было больше находиться с другими верующими, а сейчас тебе, наоборот, нравится уединение и возможность почувствовать близость к Аллаху. Ты не чувствуешь потребности быть в обществе, а наоборот, хочешь погрузиться в себя, изменить что-то в себе?

Да, в это время очень важно заглянуть в себя, остаться наедине с собой и со Всевышним. Вообще важно, чтобы Рамадан для нас не превращался в такую большую «тусовку» — когда мы только ходим в гости, на какие-то мероприятия или устраиваем у себя ифтары. Конечно, важно общаться с другими верующими, но нужно это делать в меру, чтобы оставалось время для ибадата. Нам надо стараться в это время читать больше Коран, делать зикр, установить особую связь с Аллахом – тогда, иншаАллах, она у нас останется и после Рамадана.

Хотелось бы дать совет женщинам – я понимаю, во многих этнических, традиционных, мусульманских семьях в это время могут часто приходить гости, так что женщинам много времени приходится проводить в заботах по хозяйству, в суете, им некогда заняться ибадатом. Но даже во время домашней работы старайтесь читать зикр, салават – это можно делать в любое время, в любом состоянии.

Хотела попросить тебя сделать какое-то наставление тем, кто в первый раз будет держать пост в этом году, как им помочь справиться со страхами и решиться на это?

Если человек – этнический мусульманин, который не держал пост раньше, ему следует попросить Аллаха о прощении, что он не выполнял свои обязанности раньше, и искренне попросить Аллаха о том, чтобы Он послал ему силы. На любое дело в жизни нужно просить помощи, тауфик от Аллаха. Когда мы проявляем свою рабскую сущность, показываем свою слабость, зависимость от Него, Он облегчает нам и дает нам силы.

Хотя у меня в этом году будет уже седьмой Рамадан, но тем не менее, каждый год я тоже волнуюсь,- справлюсь ли я, будут ли у меня силы выдержать пост в этот месяц. Я всегда чувствую, что я столько времени могу держать пост, это не потому, что я такая молодец, такая «крутая» – нет, это результат помощи Аллаха, поэтому я всегда прошу Его о помощи.

Хочу посоветовать также работающим сестрам: постарайтесь на это время взять отпуск на работе, чтобы вам было легче. Одна наша русская сестра, которая в этом году будет держать пост в первый раз, очень переживала, как она выдержит пост, поскольку она работает на довольно тяжелой работе. Но слава Аллаху, когда она сейчас, весной, попросила об отпуске, ей дали отпуск на 24 дня – почти на целый месяц. Как видите, если человек делает намерение на пост, ему Аллах облегчает – нет силы и мощи, кроме как у Аллаха.

Нужно помнить в это время о нуждающихся, что в бедных странах мусульманам бывает даже не на что открыть пост. Очень бы хотелось, чтобы богатые мусульмане подумали о своих братьях и сестрах и обеспечили бы их продуктами. И чтобы во время ифтаров мусульмане относились бы более уважительно к пище – часто приходится видеть, как после совместных ифтаров в мечетях много продуктов выбрасывается. Этого быть не должно – ведь сколько людей по всему миру не имеют самого необходимого.

Что ты обычно кушаешь на сухур и ифтар, есть у тебя какие-то предпочтения или советы относительно питания?

Что касается ифтара, разговения: в первую очередь, я бы посоветовала не набрасываться сразу на еду, а есть постепенно. Недаром согласно Сунне, нам предписано открывать пост несколькими финиками и глотком воды – в этом есть большая мудрость, это нас подкрепляет, дает силу, но также дает возможность постепенно прийти в себя после целого дня поста. Потом хорошо поесть какой-то жидкой пищи, типа супа. И вообще, пейте побольше жидкости – чай, воду, только не газированную, — я даже во время совершения таравиха ставлю рядом воду, чтобы можно было в перерывах попить. Есть лучше какие-то диетические продукты, — вареную, тушеную пищу, не жареную, не острую, поменьше мучного и сладкого. Ешьте больше овощей и фруктов. На сухур хорошо есть кашу – я чаще всего ем пшенную кашу, поскольку чувствую, что она дает необходимые полезные вещества. Хорошо есть молочные продукты, сухофрукты – финики, изюм, курагу. Если кто-то любит кофе, лучше его пить после ифтара, ночью – чтобы взбодриться, но не утром, поскольку от него хочется пить.

Если есть возможность, постарайтесь поспать днем – в Москве в это время года ночи такие короткие, что мы не ложимся до фаджра спать, тем более, что ночью хочется больше времени посвятить ибадату, поэтому у кого есть возможность, выделите днем время для сна, это очень подкрепляет силы.

Когда уходит Рамадан, что ты чувствуешь – радость, что ты смогла выдержать пост, или печаль, грусть – что проходит баракатное время, и ты чего-то не успела?

Как уже сказала, не нужно думать, что, если нам удалось продержать месяц поста, мы сами по себе такие молодцы, герои. Нужно поблагодарить Аллаха, что Он дал нам такую возможность очищения – и физического, и морального, возможность встретить и провести этот месяц в поклонении Ему.

Я уже выше сказала про три уровня поста — что важен не только пост физический, но более важен пост духовный, важно отказаться, к примеру, от сплетен, злословия, стать терпеливее, добрее. Так что, когда проходит пост, мы беспокоимся – примет ли его Аллах, не сделали ли мы чего-то плохого в это время, не испортили ли мы свой пост какими-то дурными, недостойными поступками.

Когда кончается Рамадан, ты боишься – было ли у тебя необходимое намерение, необходимая искренность для ибадата, примет ли его Аллах. Ведь это время дается нам, чтобы стать лучше, чтобы побороть свой нафс, какие-то свои дурные качества. Простить неприятного тебе человека, не гневаться, не сплетничать ведь сложнее, чем просто отказаться от еды и воды. Мы беспокоимся, где находилось наше сердце в этот месяц, смогли ли мы стать лучше?

Хорошо бы сохранить этот настрой и в другое время, чтобы не было такого – что в Рамадан ты хороший, добрый, всем помогаешь, всех прощаешь, читаешь много Коран или зикр, а потом месяц кончается, за какими-то мирским заботами ты теряешь это. Пост – это духовная борьба, борьба с нафсом, возможность стать лучше. Это дар Аллаха, когда мы можем стать лучше.

В начале ты рассказывала, как тебя неприятно поразило поведение этнических мусульман во время Рамадана – когда люди держат пост по традиции или по привычке, но после захода солнца позволяют себе совершать грехи, запретные вещи.

Не стоит осуждать никого – состояние сердца знает только Аллах, возможно, этот человек еще исправится, станет лучше. И это опять к вопросу о том, что воздержание от еды и питья в пост – это еще далеко не все. Смысл поста в отказе от дурных качеств, в очищении сердца, в улучшении своего нрава. Надо помнить, что ты один пришел в этот мир и один отсюда уйдешь, так что нужно стараться держать пост не потому, что так принято, или такая традиция в твоей семье или твоем народе, а искренне, ради Аллаха.

Но, как я рассказала, я видела и других людей, которые занимались днем тяжелой работой, однако держали пост, так что из уважения к ним мне хотелось покрыться и тоже попробовать продержать пост. Хочу еще добавить, что, когда я поняла, что больше не могу выдерживать без еды и питья, я перестала приходить на ифтары, которые там устраивали для постящихся, я чувствовала, что эта вкусная еда предназначена для тех, кто держал пост.

Если люди не могут держать пост, — по состоянию здоровья, либо это беременные или кормящие женщины, что им делать, как им провести это время, чтобы не чувствовать себя обделенными, лишенными этого баракята? Что бы ты им посоветовала?

Эти люди много чего могут сделать – к примеру, кормить постящихся, ведь есть хадис, что человек, который накормит постящегося, получит такую же награду. Можно заниматься благотворительностью, давать садака. Можно читать Коран, зикр, салават, получать знания, делать что-то для других людей – ведь у нас любое дело с правильным намерением может стать ибадатом. Размышление о творениях Всевышнего – это тоже поклонение. В какой бы человек ни был ситуации, он может сделать хотя бы что-то полезное. Не позволяйте этому времени проходить даром, впустую.

Хорошо бы также попросить таких людей не есть на улице, где-то на людях, где могут быть постящиеся, из уважения к ним, даже если они сами не держат пост по уважительной причине.
В итоге хочется сказать, что Рамадан – это время радости, счастья, большого блага, возможность изменить себя. Пусть Аллах даст нам силы, чтобы у нас этот настрой остался и после Рамадана. Пусть у нас будет еще много благостных Рамаданов, пусть у нас будет благо в этот месяц, чтобы мусульмане любили друг друга, делали друг другу добро и сохранили эти положительные изменения и после Рамадана. Амин.
Беседу провела Муслима (Аня) Кобулова

Впервые опубликовано на сайте azan.kz

Читать продолжение

1392

Последние статьи
20.10.2020
Подробнее
03.10.2020
Подробнее
01.10.2020
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top