Автор: Малика Умм Яхья
Последний год я много размышляю о психологической природе тех или иных состояний, к которым склонны мусульмане вообще и, в частности, в русскоязычной умме. Одна из проблем, которая обращает на себя внимание, – это бесконечное число так называемых васвасов, которым в той или иной степени подвержены практически все соблюдающие мусульмане.
Васвас (от арабского слова «васваса» со значением «нашептывать, смущать, тревожить») – это наущения шайтана, который сбивает людей с праведного пути, нашептывая и внушая им дурные мысли. Васвас актуализируется как нечто чужеродное для человеческого разума, как «не своя мысль», «голос в голове», неотступающее или отступающее волнами сомнение. Очень часто люди не могут толком различить собственные мысли и такие наущения, им кажется, что это их непосредственная рефлексия, что порождает психологические мучения, отчаяние и кошмар.
Можно выделить множество видов таких васвасов, да защитит нас Всевышний. Некоторые из них непосредственно толкают к греху, другие усложняют быт, третьи играют с нашим разумом, четвертые отвращают от хороших дел, пятые влияют на наши чувства и эмоциональное состояние. Мы отметим три таких вида: они, на наш взгляд, наиболее заметны в русскоязычной умме и задевают человеческую психику особенно глубоко.
Первый вид – это наущения, связанные с вероубеждением, сомнения в вере на уровне идей. Мы осознанно не приводим никаких примеров, чтобы не распространять эти наущения и дальше. Работает это всегда примерно одинаковым образом: в голове соблюдающего и искренне верующего человека поселяется навязчивое сомнение, связанное с тем или иным аспектом вероучения или решением Шариата. Эта мысль неотступна и поначалу маркируется как не своя, человек пытается ее погасить логически, как правило, понимая ее чужеродную, вредоносную суть, но с течением времени, если наущение не отступает, в процессе такого внутреннего диалога человек втягивается в постоянное размышление о проблеме – и тогда грань между своими и чужими идеями начинает казаться все более размытой. Это очень страшное состояние, да убережет нас Аллах от него. Первое, что нужно сделать в такой ситуации, – это утвердиться в том, что это наущение, а не ваши мысли. Как это сделать? У всех все индивидуально, но вот два простых психологических совета:
• Если вы находитесь под воздействием васваса и это уже ввело вас в нервное возбужденное состояние, в тревогу или панику, то постарайтесь успокоиться, насколько это возможно. Да, это тяжело, вам страшно, но чашка чая никому не вредила. Заварите успокаивающие травы. Выйдите подышать свежим воздухом.
• Не пытайтесь сосредоточиться на наущении и наконец его победить во внутреннем диалоге. Это почти невозможно. Любая попытка, в подавляющем большинстве случаев, ведет к усилению тревоги и ощущению, что что-то все же не так. Наверняка вы уже читали статьи на волнующую вас тему и даже опровержения вашего конкретного сомнения. Скорее всего, это не помогло и оставило мрачное послевкусие: «что-то недосказано, что-то не так, у меня все еще есть сомнения». Внимание! Такое состояние и есть лучшее доказательство, что это именно васвас. Ваша собственная мысль, если бы это была она, не повергала бы вас в это гнетущее состояние. Она бы трансформировалась по мере чтения статей. Васвас обычно возвращается к своей базе, к истоку, он не меняется, это просто навязчивая идея. Если вы понимаете, о чем идет речь в этом абзаце, и ощущаете нечто схожее, это именно васвас, а не ваше личное сомнение. Ваша душа сопротивляется ему, и это большая борьба. Такое состояние – это не куфр, это сомнения от шайтана. Не мучайте себя обвинениями, вам и так непросто.
Прекратите читать материалы по теме. Перестаньте «гуглить» ваш васвас: интернет его только питает. Лучший способ избавиться от наущения – отложить его на потом. Скажите себе: «Я разберусь с этим через неделю». И попробуйте действительно не думать ни о чем таком эти семь дней. Вот потом и разберетесь. Очень и очень вероятно, что за неделю бездействия ваш васвас уйдет сам.
Если наущение, связанное с вероучением или фикхом, настолько сильно, что вы не можете от него избавиться никак, то обратитесь за помощью к знающему человеку, которому вы доверяете. В идеале лично, чтобы вести с ним диалог в реальности, а не в интернете. На наш взгляд, это должен быть один человек, а не несколько, потому что у нескольких ученых или студентов будут разные способы опровержения наущений и разный ход мысли. Это может запутать еще больше.
Делайте как можно больше дуа о защите от шайтана и васвасов. Читайте Коран.
Второй вид наущений, который мы хотим затронуть, – это наущения, связанные с действительностью омовения, намаза, реже – поста и других видов поклонения. Маниакальное перемывание частей тела, попытки каким-то виртуозным образом произнести намерение в три предложения за один миг, когда вода касается лица, многократное повторение в намазе аятов, произнесенных якобы «без махраджа», – все это относится именно к этому типу наущений.
Тут нужно заметить, что этот вид васвасов принимает форму невроза навязчивых состояний (первый вид, связанный с убеждениями, тоже имеет обсессивно-невротический характер, но там нет повторяющихся действий). Невроз навязчивых состояний, или обсессивно-компульсивное расстройство, – это психическое расстройство, для которого характерно наличие обсессий и компульсий: обсессии – это навязчивые пугающие мысли; компульсии – это некие повторяющиеся действия в форме ритуала, задача которых – снять тревогу, порождаемую обсессиями.
Вот простой пример, не связанный с религией. У человека есть навязчивая мысль – он боится серьезно заболеть вирусной инфекцией. Эта мысль не дает ему жить спокойно. Чтобы как-то снять эту тревогу, он решает: я буду мыть руки определенным образом, от мизинца до большого пальца, по семь раз каждую, и тогда точно не заболею. В процессе мытья рук ему кажется, что он неправильно посчитал количество раз или пропустил какую-то часть. Он начинает заново. После правильно выполненного ритуала ему становится немного легче. Если ритуал будет сбит, он ощущает нарастающую панику.
Чаще всего люди, страдающие этим неврозом, обладают высоким уровнем интеллекта. Это перфекционисты, которые стремятся все сделать идеально. Их беспокоит криво лежащая книга на столе или опечатка в книге. Обычно они мнительны и суеверны (если речь идет о немусульманах).
Параллель с васвасами очевидна. У соблюдающего мусульманина, который прикладывает усилия для поклонения, появляется обсессия – «а вдруг мое омовение недействительно?» Если в случае с суевериями язычников (типа «если я не постучу по столу десять раз, кто-то умрет»), больному можно объяснить абсурдность связи между обсессией и компульсией, то мусульманин не демонстрирует абсурда (по крайней мере, поначалу; потом, к сожалению, васвасы могут приобрести гиперболизированный безумный характер). Поклонение на самом деле может оказаться недействительным, и это печально, часто ведет к необходимости возмещения намазов и постов, а иногда и греховно. На этом фоне развиваются все эти повторяющиеся действия в омовении и намазе, это затрудняет жизнь: на омовение уходит полчаса, на один намаз – еще полчаса.
Справиться с этим васвасом очень сложно. Вначале надо осознать, что это именно наущение: совершение намаза и омовения в нашей религии никак не может быть настолько тяжелым и не может вызывать тревогу и безумие. Пресекайте повторяющиеся действия мыслью «это только васвас, ничего не случится, если я не повторю это действие еще раз, мое омовение/намаз будут действительны, иншаАллах, я борюсь с васвасами, а не проявляю небрежность и беспечность». Последняя часть очень важна: обычно мусульмане с таким неврозом мучаются мыслью, что если они не будут делать все тщательно и добиваться идеального результата, то они грешники и беспечны в религии. В данном конкретном случае правильно противоположное: если я не пресеку эти действия, я позволю васвасу вырасти и свести мое поклонение к формальному ритуалу, причиняющему мне много мучений.
Если случай тяжелый, обратитесь к психотерапевту: они знают способы лечения обсессивно-компульсивных расстройств.
И последний, третий, вид васваса, который мы опишем, – это наущения, чрезвычайно хитрым образом соединяющие в себе первые два вида. Мы имеем в виду васвасы о ридде – наущения, связанные с вероотступничеством. С одной стороны, тематика смыкается с вероучением, отсюда, как в первом типе, ужасные муки по поводу целостности своего имана. Действительно, человек, изучавший поверхностно тему вероотступничества, начинает видеть куфр практически в каждом своем или чужом действии: от употребления слова «богомол» до вставания на колени при прополке огорода. Выглядит смешно, но на практике такой взгляд причиняет мусульманину неимоверные страдания. С другой стороны, есть обсессия (то есть пугающая навязчивая мысль: «а не куфр ли это?») и есть компульсия (то есть ритуал, направленный на снижение тревоги от навязчивой мысли). В этом случае компульсией будет произнесение шахады, многократное, ежедневное, сопровождающееся опять-таки моральными муками: «Я говорю шахаду для подстраховки, вдруг я сомневаюсь в своем имане, а сомнение в имане – это куфр, следовательно, произнося шахаду, я впаду в куфр, даже если не впал в него раньше». Как бы безумно эта тирада ни звучала, это вполне реальные васвасы. Страдающий ими, даже замечая абсурдность своих рассуждений, никак не может их остановить: они постоянно возвращаются в неизменном виде.
Пресекайте повторяющиеся действия и попробуйте последовать советам касательно первого и второго вида васвасов, что мы описали. И здесь особенно важно получать знания: совы не то, чем они кажутся, и не все то ридда, что блестит. То, что вам кажется куфром, очень часто им не является: спрашивайте, уточняйте, не такфирьте никого без знаний и не такфирьте без знаний самого себя. Уважайте себя как представителя единственно верной религии, в конце концов! Если вы сами без знаний рискуете отбирать у себя самое ценное, что у вас есть, – ваш иман, то другие отберут у вас без зазрения совести все остальное. Уважайте себя как мусульманина.
Наша умма страдает от миллиона разных болезней. У всех хватает своих трудностей и проблем, и шайтан этим пользуется, нашептывая и внушая нам болезненные нервные состояния. Надо бороться с этим как с чумой, пусть Аллах даст нам тауфик. Мы просим Всевышнего, чтобы эта статья оказалась полезной мусульманам.
Мы просим защиты у Аллаха от побиваемого камнями шайтана.
Малика Умм Яхья