Вопрос:
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Моему сыну 3 года. Он младший из трех детей. Старшие — две девочки 7 и 10 лет. Сын хорошо разговаривает. Но он все время говорит о себе в женском роде: «я пришла, я умылась, я поела..». Постоянно поправляю его, но он как будто меня не слышит. А недавно он пришел из садика и сказал, что хочет косички как у Хадиджи. Это девочка из его группы, у которой, действительно, очень красивые косы. Что мне делать?
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Дети довольно часто путают род, когда начинают осваивать речь. Как мальчики могут говорить о себе в женской форме, так и девочки могут говорить о себе в мужской. Это связанно с развитием речевого навыка.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет определенные закономерности:
1. Внимание ребенка к структуре простого предложения, т. е. к грамматическому строю языка, может быть вызвано после того, как он уже овладел некоторым запасом слов (около 60—70) Предложения типа «дай яблоко!», «кошка спит».
2. Освоение ребенком первоначальных грамматических форм, а именно, согласования слов в предложении. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. «Мамина сумка», «играю машинкой». Здесь уже ребенок может менять слово, ставя его в нужный падеж. Как это развивается? Задолго до того, как ребенок начинает изучать эти отношения между предметами в школе на уроках русского языка, он эмпирически в раннем детстве осваивает соответствующие грамматические формы языка. Организуя игру или совместную деятельность, взрослый дает ребенку для повторения определенные речевые грамматические образцы, типа «Купаем куклу (собаку, утку)» или «Играем мячиком», «Стучим молотком». Воспроизведение аналогичных действий с другими предметами побуждает ребенка использовать знакомые грамматические формы.
Ребенок (2—3 лет) нередко говорит: «Купаем барану», «Купаем мячику», «Играем куклом» и т. п. Такие предложения подтверждают то положение, что дети осваивают грамматические структуры как определенные речевые стереотипы. Именно в этот период дети часто путают мужской и женский род.
3. С 4-5 лет начинается постепенное усвоение детьми грамматических форм времени, пространственной ориентации, деепричастных и причастных оборотов и так далее. Слова и действия предметов уже не относится к конкретной ситуации, а могут носить абстрактный характер.
Итак, для детей возраста 2-4 лет для освоения правильных форм языка важно даже не увеличение словарного запаса, а расширением умственного кругозора, развитием самостоятельности. Поэтому организация содержательной жизни и разнообразных форм деятельности и общения детей со взрослыми заметно влияет на развитие их речи: обогащается словарь, усваиваются начальные грамматические формы.
Второй причиной неправильного рода в речи является несформированость половой самоидентичности ребенка. Примерно в возрасте трех лет происходит половая идентификация ребенка, то есть, ребенок постепенно осознает себя принадлежащим к определенному полу: мальчик он или девочка. Малыш отчетливо соотносит себя с именем, полом, возрастом и т.п., но пока это не произошло до конца, ребенок может путать род.
В вашем случае с называнием себя в женском роде, скорее всего, вызвано подражанием, поскольку большую часть времени он проводит среди сестер и мамы и слышит чаще женский вариант высказываний о себе. После того, как процесс идентификации будет завершен, ребенок, иншаАллах, будет четко и уверенно говорить о себе в мужском роде. Ускорить этот процесс можно более тесным общением мальчика с папой или дедушкой.
Со своей стороны стройте свою речь так, чтобы в ней присутствовала мужская формулировка действий: « ты видел, ты играл, ты ел, хотел, слушал» и т.д. Задавайте вопросы, побуждающие ответить в определенном роде. Если ответы будут неверными, поправляйте, произносите вслед за неверным высказыванием верное. Главное не уделяйте много внимания ошибкам, а то это может вызвать обратную фиксацию. Лучше чаще дополняйте речь сына правильной формулировкой. Например, ответ «да» на вопрос «ты поел?», дополните «ты поел, мой хороший мальчик»
Что же касается косичек, скорее всего многие взрослые и дети отметили красоту кос этой девочки. Возможно, и вы сами восхитились ими при сыне. Сын почувствовал, какое положительное внимание они вызывают у окружающий, и испытывая естественную потребность во внимании, решил для себя, что косы – это легкий способ добиться его. Уделяйте каждый день 20-25 минут качественного внимания вашему сыну, обращайте внимание на его особенности и благодарите вслух Аллаха за то, чем Он наделил вашего сына. Пусть ребенок чувствует, что его любят такого, какой он есть.
А Аллах Всевышний знает лучше.
Хаят Ибрагимова, детский психолог