Вопрос:
Известно, что шариат запрещает изображение одушевленных существ. Но ведь детские игрушки часто делаются в виде людей или животных (такие, как куклы и мягкие игрушки), можно ли давать их детям?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Да, изображения в любом виде запрещены в Исламе согласно мнению большинства ученых. Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во множестве хадисов предостерегает против создания изображений одушевленных существ:
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Всякий, кто создает изображения (живых существ) будет наказан в Судный день. Ему будет сказано, чтобы он вдохнул жизнь в свои изображения» (Сахих Муслим, хадис 5501).
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный день самому суровому наказанию подвергнут того, кто создавал изображения (одушевленных существ)» (Сахих Муслим, хадис 5505).
Согласно мнению большинства ученых, вышеприведенные утверждения относятся ко всем изображениям одушевленных существ, независимо – нарисованы они, вырезаны из дерева (или другого материала) или сделаны в виде скульптуры.
Однако ученые маликитского мазхаба придерживаются мнения, что эти запреты относятся только к объемным изображениям, которые отбрасывают тень (как статуи).
Тем не менее, из предосторожности стоит воздерживаться от изображений любых одушевленных существ (вне зависимости – каким образом были созданы их изображения).
Что касается цифровой фотографии, то многие ученые считают, что этот запрет не распространяется на фотографии, так как они являются лишь отражением живого объекта (подобно отражению в зеркале).
Тем не менее, некоторые консервативные ученые высказываются за запрет фотографии. Оба эти мнения основаны на законных, заслуживающих доверия доводах, поэтому оба они заслуживают уважения.
Что касается игрушек в виде животных или людей, то пользоваться ими дозволено при условии, что они не распространяют аморальных и непристойных идей (как куклы Барби к примеру).
Дозволенность подобных игрушек основана на хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), которая сообщает, что у нее были игрушки в виде лошадей с крыльями, и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не запрещал ей играть с ними (Абу Дауд). Основываясь на данном хадисе, многие мухаддисы и факихи, такие как алляма Бадруддин аль-Айни, алляма Халиль Ахмад ас-Сахранфури и другие вынесли решение о дозволенности таких игрушек (Базлюль Маджхуд и Умдатуль Кари).
Однако нужно иметь в виду, что хотя детям и можно играть такими игрушками, их нужно убирать или накрывать чем-то после использования, поскольку ангелы милости не входят в дома, где подобные изображения хранятся на виду (Сахих аль-Бухари).
А Аллах знает лучше.
Вассалям.
Муфтий Сухайл Тармахомед