Вопрос:
Обязаны ли родители оказывать детям финансовую поддержку, если они хотят изучать религию? И вообще, каковы права детей, которые родители должны соблюдать?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милосердного, Милостивого,
Дети являются милостью и даром от Всемогущего Творца родителям. Таким образом, шариат установил определенные права детей, которые должны быть соблюдены родителями.
Ниже приведен краткий обзор некоторых основных прав ребенка:
1) В первую очередь правом ребенка является получение исламского воспитания. Родители несут ответственность за их религиозное и духовное образование.
Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Сохраните себя и свои семьи от огня, топливом для которого будут люди и камни» (Сура ат-Тахрим, 6).
Вышеупомянутый аят ясно говорит, что не будет достаточным для человека стараться достичь спасения в будущей жизни путем применения законов шариата только к себе, но не пытаясь сохранить свою семью от огня Ада. Наоборот, с целью защиты себя от наказания в дальнейшем, необходимо убедиться, что наши дети имеют правильное исламское воспитание.
Часто приходится видеть, что родители активно соблюдают установления религии, но их дети даже не знают основ Ислама. Они могут быть очень пунктуальны в вопросах совершения намаза, поста, закята и других аспектов религии, в то время как их сыновья и дочери поглощены мирской жизнью и даже грехами, но родители вполне довольны их поведением.
Необходимо помнить — чтобы спасти себя от огня Ада, необходимо направить членов нашей семьи к добру и удерживать их от зла.
Время от времени, люди говорят, что мы пытаемся, но дети не хотят нас слушать, так что это не наша вина. Это правда, что если родители выполнили свою обязанность хорошего исламского воспитания, но дети не слушались их, то ответственность с родителей снимается. Тем не менее, в аяте Корана содержится слово «огонь» — это означает, что вы должны попытаться сохранить свое потомство от наказания в загробной жизни так, как вы бы старались спасти их от огня в этом мире. Если вы не в состоянии сделать это, то вы также несете ответственность за свои действия.
2) Родители несут ответственность за религиозное образование ребенка. Дети должны быть обучены основам исламского вероучения, которые включают акыду (вероубеждение) – вопросы единства Аллаха и Его атрибутов, сиру благословенного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и дарует ему мир), основы того, что является дозволенным, а что — запретным, основы фикха — намаз, пост и т.д.
3) Родители также несут ответственность за моральное воспитание ребенка, что включает в себя принципы морали и этики. Детям нужно внушить мысли о недопустимости лжи, злословия, ссор, драк, насилия, воровства, ненормативной лексики, и родители должны сами подавать хороший пример в этом.
4) Физическое воспитание детей также является важным: родители отвечают за то, чтобы дети выросли сильными и здоровыми. Они должны получить возможность заниматься спортом, физическими упражнениями, которые полезны для организма.
5) Родители должны стараться выбирать хороших и благочестивых друзей для своих детей и защитить их от дурного влияния и плохой компании.
6) Детям нужно всячески показывать любовь и заботу о них родителей. Родители должны проводить время с ними, общаться с ними, оказывать им внимание.
7) Наконец, отец отвечает за финансовую поддержку своих детей. Однако здесь есть несколько ситуаций:
а) Если сын или дочь имеют собственное имущество вследствие получения наследства или получения имущества в подарок, то отец не несет ответственности за финансовое обеспечение своих детей, наоборот, их расходы будут оплачиваться из их собственных денег.
Всевышний Аллах говорит:
«Отец будет нести расходы по обеспечению их (детей) едой и одеждой на справедливых условиях» (Сура аль-Бакара, 233).
Имам аль-Хаскафи (да смилостивится над ним Аллах) говорит:
«Отец обязан оказывать финансовую поддержку своим детям (мужчинам или женщинам), если они бедны и не достигли половой зрелости» (Дурр аль-Мухтар).
б) Если они не обладают богатством и достигли половой зрелости, то есть две возможности:
Во-первых, если они в состоянии работать и обеспечивать себя, то ответственность с отца снимается.
Имам Ибн Абидин (да смилостивится над ним Аллах) говорит:
«Если они в состоянии работать, то отец будет обязан найти работу для них, и их расходы будут совершаться за счет их собственных доходов ….. Это также включает в себя женщин, если они смогут найти работу, которая подходит им, такую, например, как шитье и ткачество» (Радд аль-Мухтар, 3/612)
Во-вторых, если они не в состоянии работать, то отец будет отвечать за оказание им поддержки в финансовом отношении (за дочерей – пока они не выйдут замуж).
Имам аль-Хаскафи (да смилостивится над ним Аллах) говорит:
«Оказание финансовой поддержки взрослому необходимо, если он не в состоянии заработать» ( аль-Мухтар)
в) В случае, если ребенок еще не достиг половой зрелости (и не имеет собственного имущества), если отец жив, он должен будет обеспечить его, если же он скончался, то мать будет отвечать за его обеспечение вместе с другими ближайшими членами семьи.
Следует отметить, что ученые упомянули, что приобретение религиозных знаний также входит в тот пункт, где говорится об обязанности отца обеспечивать детей, если они не в состоянии заработать. Тем не менее, Ибн Абидин упоминает, что это было в то время, когда студенты были серьезными и искренними в своих исследованиях, в то время как сейчас большинство из них тратят свое время и, в конечном итоге, деньги. Тем не менее, если ребенок умный и серьезно подходит к изучению религиозных наук, то его содержание будет возлагаться на отца.
Однако, это правильно по отношению к важным и основным моментам исламских знаний. Ученые упомянули, что здесь имеется в виду приобретение знаний первой необходимости (фард айн), таким что родители не могут запрещать ребенку их приобретение. Однако, если дети хотят углублять свои знания в религиозных науках, они должны получить согласие родителей на это.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Даруль-Ифтаа,
Лейстер, Великобритания