С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Воровство с точки зрения Шариата – это грех, и за даже незначительное присвоение чужого имущества человека ждет суровое наказание – если не в этом мире, то в следующем. Именно поэтому о детском воровстве родители чаще всего умалчивают. Взрослому, как правило, стыдно признаться психологу или кому-то еще, что их ребенок ворует. Особенно сложно в этом признаться, если ребенок из соблюдающей, религиозной семьи. Однако такие случаи имеют место. Более того, практически каждый ребенок проходил в своей жизни через ситуации, когда он что-либо присваивал себе.
Потрясенные родители часто говорят: «У нас в семье никто никогда ничего подобного не совершал!» Мало того, что такой ребенок совершил аморальный поступок, так он еще и позорит семью, думается родителям. Но на самом деле, не все так страшно.
Конечно, никому и в голову не придет называть вором двухлетнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у ребенка только когда у него начинает развиваться самосознание, а это происходит примерно в возрасте трех лет. Но надо помнить, что даже дети постарше не всегда понимают, что они присвоили что-то чужое.
Известны случаи, когда дети семи-восьми лет не осознавали, что, присваивая себе чью-то вещь, нарушают общепринятые нормы, но бывает, что и пятилетние дети, совершая кражу, прекрасно сознают, что поступают плохо.
Можно ли, например, считать воришкой, девочку восьми лет, которая отдала всю мамину косметику подружке, считая, что эта косметика – их с мамой общая, то есть эта косметика так же принадлежит ей, и она вправе ей распоряжаться?
Или другой случай: мальчик семи лет отдал папины часы другу, потому что его друг из нуждающейся семьи, и он решил таким образом ему помочь.
Но почему же тогда ворует ребенок, который хорошо уже осознает, что хорошо, что плохо, знает понятия «мое» и «чужое», может оценить последствия поступков? Можно выделить несколько причин, по которым такой ребенок вдруг берет что-то чужое:
1. Сильное желание завладеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
Девочка увидела в гостях браслет. Ей он очень понравился. Родители не покупают ей украшения, считая это неразумной тратой денег. У хозяйской же дочери есть еще другие браслеты. И вот девочка берет себе этот браслет, успокаивая себя, что у хозяйки и так много чего есть, и она даже не заметит пропажи одного браслета, а кроме того, ей родители купят новый. Через пару дней она понимает, что от стыда никогда не сможет носить сама этот браслет, и поэтому дарит его своей сестре.
Подобный вид воровства отличается некоторыми особенностями.
Во-первых, возраст воришки может быть разным: такую кражу может совершить как дошкольник, так и подросток.
Во-вторых, ребенок прекрасно понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять.
В-третьих, у такого ребенка уже достаточно сформированы нравственные представления, поскольку он понимает, что брать чужое нельзя. Он осознает, что, идя на поводу у своих желаний, наносит вред другому человеку, но находит разные оправдания своему поступку.
Подобные случаи переживают почти все дети. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни испытал сильное желание присвоить нечто, ему не принадлежащее. Об этом, как правило, не рассказывается даже самым близким людям. И это вовсе не значит, что мы аморальные личности. Обычно те, кто не смог устоять перед искушением и совершил кражу, в дальнейшем сожалеют об этом всю жизнь, стыдятся и раскаиваются.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
Это одна из самых частых причин, которая, с одной стороны, легче всего поддается корректировке (так как достаточно четко и понятно, что именно нужно делать), а с другой – сложнее всего (потому что, как правило, корректировать поведение нужно не ребенка, а отношение его родителей к нему, но родители чаще всего не готовы слышать, что причины, по которым их ребенок ворует, лежат в них самих).
Исследования психолога Э. Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что кража – это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.
Психолог М. Кравцова считает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. «Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями».
Психологически неудовлетворенный ребенок ворует для того, чтобы мама и папа наконец-то обратили на него внимание, желая завоевать расположение кого-либо. Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.
Например, маленький ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.
Если родители смогут изменить психологический климат в семье, создать дружные и доброжелательные отношения с ребенком, то ребенок раз и навсегда прекратит воровать
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.
Если описанных раньше воришек объединяет то, что они понимали, что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь ни о том, как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Всех воришек отличает недостаточное развитие воли, но эти дети берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами, не испытывая «муки совести». Совершая кражи, дети не ставят себя на место жертвы, не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».
Подобное поведение детей – следствие серьезного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собственность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, обращать его внимание на переживания человека, утратившего нечто.
Очень полезно разбирать вместе с ребен