Вопрос:
Ассаламу алейкум! Моему сыну почти два года. Он часто кусается. Кусает меня, бабушку, папу, детей на детской площадке. Что мне делать и как его отучить от этого? Заранее спасибо.
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Кусание – это одна из самых досадных и смущающих форм детского поведения. Утешением служит то, что такие проблемы в большинстве случаев временны и встречаются намного чаще, чем вы думаете.
Грудные дети, пробуя всё на зубок, часто кусаются. Таким образом, они удовлетворяют своё природное любопытство или выражают восторг. Иногда, ребёнок покусывает что-то, чтобы ослабить боли в дёснах, когда у него режутся молочные зубы. Одни кусаются меньше, другие больше. Некоторые дети, увидев негативную реакцию мамы на укус, оставляют эту привычку раз и навсегда. Другие же, по разным причинам, так и не поняв меру дозволенного, продолжают кусаться и в 2-3 года, а в отдельных случаях даже и в 4-5 лет! Это случается, как правило, с детьми, требующими особенного и повышенного внимания.
Причины, по которой дети кусаются, могут быть разными. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций. То есть, дети чаще всего кусаются либо потому, что еще не научились справляться со своим стрессом, либо потому что у них не хватает словарного запаса для выражения своих чувств. Задача взрослого – пресечь подобное поведение прежде, чем оно войдет в привычку.
Что делать, чтобы отучить ребенка от кусания:
1. Обратиться с мольбой к Всевышнему Создателю с просьбой отучить вашего малыша от этой привычки и прося лучшего нрава для него.
2. Снять напряжённость поможет смена деятельности, переход к спокойным видам занятий или, наоборот, к спортивным занятиям на площадке. Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок пускает в вход своё оружие; по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
3. Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой в нормальном (с точки зрения нашего с вами воспитания) обществе.
• Каждый раз, когда взрослый видит, что малыш приближается к другому ребёнку с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что »кусаться нельзя!». На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинности.
• Если укус не удалось предотвратить, взрослый должен в тот же момент обратиться к обеим сторонам, по возможности успокоить их (можно дать выпить воды). Если укусили вас в, то необходимо отстраниться от ребенка: снять его с рук и поставить на пол, или отойти на два шага от него. Такое отстранение поможет понять ему, что когда он кусается, он теряет контакт с взрослым.
• Нужно строго обратиться к обидчику, приложив ладонь к его рту, и сказать, что ни при каких обстоятельствах не разрешается кусать людей’. Нужно добавить, что »если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку, кольцо или подушку» и дать ему в руку один из указанных предметов. Продолжить разговор с ребёнком и сказать, что «игрушке не больно, а Малике очень больно, она плачет».
• Спросите, почему укусил: «Ты хотел играть именно красным мячом? Нужно было попросить у нее, подождать, пока она закончит играть. Или обратился бы ко мне, я бы тебе помогла».
Таким образом, вы поможете ребёнку понять как, не кусаясь, можно справиться с избытком чувств, повлиять на ситуацию и достичь при этом желаемого результата, опираясь на помощь взрослого.
Разумеется, что не следует наказывать ребёнка. Ведь наказывая, вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения.
Как правило, одновременно с усвоением и развитием речи улучшаются способности ребёнка к самовыражению, и вредная привычка кусаться проходит.
У детей старше 2-х лет причина такого поведения может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи. Кстати, речевые проблемы сами по себе могут являться причиной повышенной нервозности и неадекватного поведения ребёнка. Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко), т.е. пищу, которую необходимо прожёвывать.
Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.
А Аллах Всевышний знает лучше.
Хаят Ибрагимова, детский психолог
С использованием материалов: http://www.all-about-child.com/faq/ans4.html