Вопрос:
Здравствуйте! Моему ребёнку 8 лет, учитель поставила диагноз синдром психологической хронической усталости. Что это и что мне делать?
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух
Синдром хронической усталости – это не выдумка лентяев и симулянтов. Это состояние еще не болезнь, но требует к себе самого пристального внимания. Медицине хорошо известно, что при возникновении стресса основная роль принадлежит нервной, гормональной и иммунной системам. Их устойчивое функционирование и определяет сопротивляемость организма к психоэмоциональным и другим перегрузкам. Если происходит сбой во взаимосвязях этих систем, то это может послужить причиной многих патологических состояний. Одной из их разновидностей и является СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ (СХУ).
СХУ возникает чаще всего после перенесенного простудного заболевания, обычно у взрослых людей, но в последнее время стал наблюдаться и у детей. Хотя чаще проявления этого синдрома мы видим у тех детей, которые имеют какие-то соматические заболевания или последствия перенесенной патологии нервной системы в период внутриутробного развития или более позднего периода, тем не менее, синдром хронической усталости развивается и у здоровых детей. Ведь практически каждый ребенок испытывает переутомление и перенапряжение всех жизненных процессов. На них вываливается поток информации школьной программы, которую необходимо запомнить, усвоить, научиться применять на практике. К этому добавляется телевизор, компьютер и телефон, без которых, практически все дети уже не могут обойтись. А также непростые взаимоотношения со сверстниками. Все это превышает допустимые пределы нагрузки, что и приводит к длительному переутомлению, которое неминуемо ведет к развитию синдрома хронической усталости.
Как распознать СХУ?
СХУ – это не просто усталость (естественная реакция организма на переутомление), а немотивированная сильно выраженная общая усталость, мешающая жить. Такая усталость может длиться несколько месяцев. Наиболее частые симптомы усталости у детей:
• Капризность, плаксивость особенно во второй половине дня.
• Нередко дети не переносят даже незначительное эмоциональное напряжение, быстро истощаются, становятся вялыми, огорчаются из-за любого пустяка, начинают плакать при малейшей неудаче.
• Нарушается сон, он становится поверхностным, тревожным, неглубоким.
• Головная боль, метеонеустойчивость (чувствительность к погоде), плохая переносимость транспорта.
• Снижение уровня работоспособности, концентрации внимания, усвоении информации.
К сожалению, многие взрослые не понимают, а иногда и не замечают изменения в поведении детей. У многих родителей такие дети вызывают раздражение, их считают капризными, непослушными, к ним начинают применять строгие воспитательные меры. Между тем, необходимо разобраться, не связано ли такое поведение с переутомлением, с завышенными требованиями, которые предъявляют к ребенку взрослые. Поэтому, прежде всего, необходимо проанализировать ситуацию, и, если необходимо, обратиться за помощью к психологу. Психологическое сопровождение – один из важных компонентов для разрешения данной ситуации.
Как можно помочь ребенку с синдромом хронической усталости?
Обеспечьте ребенку нормальный здоровый сон. Большинству детей необходимо 8-10 часов полноценного сна. Если есть возможность, организуйте непродолжительный дневной сон ребенку. Это может быть особенно полезно подросткам с их лихорадочным ритмом жизни. Однако избегайте дневного сна, если после него ребенок не может долго заснуть ночью.
Организуйте правильный питьевой режим. В день ребенок должен выпивать не менее 1,5 литра чистой питьевой воды. Собирая свое чадо в школу или на дополнительные занятия, не забудьте налить ему бутылочку с водой. И конечно, вода должна быть качественная, хорошо усваиваемая клетками нашего организма.
Научите ребенка чередовать интенсивные занятия с кратковременными перерывами. После 45 минут занятий обязателен 15 минутный перерыв со сменой рода деятельности. В эти 15 минут ребенок может поиграть, подвигаться, помочь в домашних делах. В распорядке дня обязательно отводите время для прогулок на свежем воздухе. Погуляйте с ребенком по парку, сходите в кино, театр. Новые впечатления помогут справиться с усталостью и улучшат настроение. Постарайтесь больше времени проводить с ребенком, вникая в его интересы и проблемы.
Следите за тем, чтобы питание было регулярным и полноценным. В рационе питания обязательно должны присутствовать свежие овощи и фрукты, пища должна содержать также растительные и животные жиры. Уменьшите потребление сладостей и полуфабрикатов. Исключите продукты, содержащие консерванты, вещества «идентичные натуральным», красители
Уменьшите время пребывания перед телевизором и компьютером. Постоянное напряжение зрительных анализаторов, вредные излучения от техники, не дадут ребенку отдохнуть и расслабиться. Особенно избегайте просмотра программ, несоответствующих возрасту детей. Такие передачи и фильмы могут усугубить психологическое напряжение ребенка.
Правильная организация режима труда и отдыха, уменьшение нагрузок, массаж, лечебная физкультура и другие рефлекторные методы воздействия на нервную систему являются эффективными методами лечения при синдроме хронической усталости у детей.
Профилактика возникновения СХУ у детей
• Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть.
• Объясните ребенку, что любые ситуации и хорошие и плохие, удачи и неудачи, сложности и облегчение – все это предписано Аллахом. Будьте сами примером и восхваляйте Всевышнего в любом случае.
• Стремитесь понимать поступки ребенка. Не прибегайте к строгим мерам воздействия, не выяснив причину поведения ребенка. Время от времени позволяйте ребенку «выпустить пар».
• Старайтесь не подавлять личность ребенка, следуйте принципу сотрудничества.
• Адекватно оценивайте возможности ребенка и его состояние здоровья.
• Будьте спокойными: раздраженный или агрессивно настроенный родитель – плохой воспитатель.
Все от Аллаха! Но ваша любовь, внимание, забота, искренний интерес помогут справиться с данной проблемой.
А Аллах Всевышний знает лучше.
Хаят Ибрагимова, детский психолог
С использованием материалов: http://www.vita-club.ru/children3.htm