Зачем и как развивать мелкую моторику рук (1) - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Зачем и как развивать мелкую моторику рук (1)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

Почти все родители знают, что ребенку нужно развивать мелкую моторику рук. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Для чего нужно ее развивать? Как правило, мелкую моторику рук связывают с развитием речи. И это правда. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Но мелкая моторика рук, помимо развития речи, также взаимодействует с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координация), воображением, наблюдательностью, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, застегивать и расстёгивать замки и пуговицы, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Когда и с чего начинать?

Восемь месяцев — вот рекомендуемый возраст, с которого нужно начинать активно тренировать пальцы рук. Конечно, можно начать развивать мелкую моторику и раньше, делая малышу массаж пальчиков, давая ему в руки различные предметы разного размера и фактуры, используя специальные игрушки, которые можно купить или сделать самому.

Какие существуют способы развития мелкой моторики?

Выбор средств достаточно широк. Чем больше способов вы задействуете, тем более полноценными будут ваши занятия, а результат – более ощутимым.

1. Пальчиковые игры.

 

 

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В эти игры можно начинать играть еще до года и продолжать, постепенно усложняя движения, до окончания младшего школьного возраста.  Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

 

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Но проводить их нужно строго под присмотром взрослых.

Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, круп или пуговиц.

Упражнение с пинцетом. Перекладывать из одной емкости в другую или сортировать мелкие игрушки с помощью пинцета. Так же интересным для детей будет раскладывать с помощью пинцета небольшие разноцветные помпоны в, например, формочку для льда.

Упражнение с щипцами. При помощи щипцов сложить в бутылку с узким горлышком те же помпоны или бусинки.

Рисунки из крупы. На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, машинку. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль или горох. Работа с такими мелкими предметами как крупа тренирует мышцы кисти и пальцев.

3. Упражнения с использованием дополнительных предметов. Такие игры очень занимательны и увлекательны для детей. Они так же способствуют  развитию пространственного ориентира.

 

 

• Игры с прищепками.  Цепляем прищепки на веревку, картонную коробку, старый CD-диск. Можно усложнить задачу, наклеив на бока коробки разные геометрические формы или буквы, или цифры и соответствующие им формы и буквы на прищепки. Ребенку нужно будет совместить букву на прищепке с буквой на коробке.

• Игры с болтами и гайками. Для этого понадобятся гайки и болты крупного размера и разных по диаметру. Задание: накрутить гайку на болт.

• Игра со скрепками. Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

• Наматывание ниток. Наматывать и разматывать нитки на разные предметы. Хорошо заранее подобрать мелкие фигурки насекомых для этого задания. Ребенок обматывает нитками фигурки насекомых, имитируя паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек или гусеница превращается в бабочку.

Игра с счетами. Перекатывать колечки с одного края счет на другой. Помогает так же развивать счетные навыки, если каждое сдвинутое колечко считать по порядку.

Мозаика.  Поначалу предлагайте ребенку просто вставлять детали мозаики в основу. Дальше можно задавать определенный рисунок того, что малыш должен выложить. Лучше всего приобрести несколько мозаик  с разной величиной шляпок, но с одинаковой толщиной ножек.

4. Лепка из пластилина, соленого теста или глины.

 

Общеизвестно, что работа с пластилином развивает моторику. Также способствует развитию воображения.

• Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

• Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку.

• Отпечатки. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой, пуговкой, крышкой фломастера или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.

• Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

• Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.
Это далеко не полный список игр направленных на развитие мелкой моторики. В следующей статье, иншаАллах, рассмотрим такие способы развития как игры с водой, с песком, шнуровка, работа с бумагой и графические упражнения.

 

Хаят Ибрагимова, детский психолог

8101

Последние статьи
08.03.2019
Подробнее
31.01.2019
Подробнее
28.01.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top