Вопрос:
Очень многие мусульманки открывают интернет-магазины и продают одежду. Очень часто одежда неисламская и более того, есть большая вероятность, что ее будут носить не только мусульмане. Какое положение шариата об этом?
Ответ:
Вопрос, который факихи обсуждают на протяжении веков — дозволено ли продавать вещь, если ее можно использовать в запретном и дозволенном виде одновременно. Нужно ли следовать принципу предосторожности и запретности поощрять зло и запретить продажу вещей, которые можно использовать в запретном виде, либо исходить из того, что если есть вероятность что вещь может быть использована в дозволенном виде, то следует это дозволить, ибо ответственность за грех будет уже на человеке, который предпочтет запретный способ дозволенному.
И вопрос, аналогичный нашему случаю, который обсуждается в книгах фикху — это вопрос о дозволенности продажи музыкальных иструментов.
Имамы Мухаммад и Абу Юсуф, да будет доволен ими Аллах, исходили из того, что эти вещи созданы для греха, поэтому их нельзя продавать, ибо это подпадает под правило «помощь в грехе».
Позиция же имама Абу Ханифы исходит из того, что если какую-то торговую сделку каким-то образом можно оправдать и найти в ней дозволенную сторону, то это следует сделать. И это общее правило Имама, да будет доволен им Аллах, которое можно найти во многих его решениях.
И в этом вопросе имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит, что если существует какой-то вид дозволенного использования этих инструментов, то их можно продавать.
Говорит автор «аль-Хидая»:
ولأبي حنيفة أنها أموال لصلاحيتها لما يحل من وجوه الانتفاع وإن صلحت لما لا يحل
«Согласно мнению Абу Ханифы эти вещи (музыкальные инструменты) — это имущество, потому что могут быть использованы в чем-то дозволенном, даже если есть возможность использовать их в чем-то запретном».
Тоже самое с продажей упомянутой одежды — существует вероятность, что эту одежду будут носить дома, либо под химаром и другой одеждой, закрывающей аурат, поэтому продажа такой одежды будет дозволенной.
Абу Али аль-Ашари.
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.