Когда рассматриваешь фотографии с подругами, замечаешь, что каждая из них носит хиджаб особым образом, предпочитает какие-то свои цвета и следует определенному стилю. Подумайте о том, как одеваетесь вы. Вы выбираете определенную одежду, чтобы были довольны окружающие? Или чтобы был доволен Аллах?
«Ислам» означает покорность только Аллаху. Он знает о наших намерениях, и нам следует все делать ради Него Одного, ведь Он создал нас и велел нам это.
В Коране говорится (смысл):
«И Он Аллах (Единственный Бог) в небесах и на земле. Он знает ваше тайное и явное, и Он знает, что вы приобретаете» (6:3).
Аллах знает, о чем мы думаем и какими хотим предстать перед другими. Он подчеркивает, что нужно очищать наши намерения, чтобы они соответствовали тому, как мы себя ведем.
То, о чем я напишу ниже, многим покажется прямолинейным и резким, но я чувствую, что мы забыли о фитре и перестали слушать свой разум. Я имею в виду, что, когда мы слушаем уроки о духовной стороне Ислама и красивые речи, нам они нравятся, мы чувствуем, как крепнет иман, но в результате ничего не делаем. Лично мне кажется, что воздействие честных и простых слов длится дольше, чем воздействие мягких советов.
Я напоминаю вам, мои сестры-мусульманки, и себе самой, что, следуя модным трендам, мы должны не забывать о предписаниях Аллаха, ведь эта жизнь для нас – испытание. И можно сказать, что некоторые модные тенденции – это препятствия для нас. Ведь мы хотим быть красивыми, а мода предлагает нам далеко не всегда приемлемые способы украсить себя. Однако Ислам предлагает нам свой собственный стиль, основанный на Коране и Сунне.
Как же нам носить хиджаб? Аллах ясно говорит в Коране (смысл):
«И скажи верующим женщинам: пусть они опускают свои взоры, и берегут свои органы, и не показывают свою красоту, кроме того, что видно из нее, и пусть набрасывают свои покрывала, чтобы закрыть грудь, и пусть не показывают своей красоты, кроме как своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы (рабам), или из мужчин, которые не обладают физическим желанием, или маленьким детям, которые не знают наготы женщин, и пусть не бьют своими ногами (по земле), так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения (драгоценности). И обратитесь с покаянием к Аллаху вместе, о верующие, – может быть, вы преуспеете» (24:31).
Таким образом, наши хиджабы должны опускаться на грудь и не обтягивать шею, как сейчас модно. Имам Абу аль-Фида ибн Касир объясняет:
««Пусть набрасывают свои покрывала, чтобы закрыть грудь» означает, что они должны носить головное покрывало так, чтобы оно закрывало грудь, дабы отличаться от женщин эпохи невежества (джахилии – времени до Ислама), которые не поступали подобным образом, но ходили перед мужчинами, открывая грудь, шею, челки и серьги».
В этом описании осуждаются три современные модные тенденции:
1. Голая шея. Открытая шея и заколотый сзади платок – именно так носили платки женщины до Ислама. Некоторые из них еще надевали тяжелые сверкающие украшения на шею, чтобы выглядеть более эффектно. Ислам отменил все ненужные традиции и запретил следовать дурным обычаям предков. Зачем же заново вводить то, что Ислам отменил? Согласно правилам Ислама, шея считается частью тела, которую необходимо покрывать, поэтому, пожалуйста, оборачивайте платок вокруг шеи, если закалываете его сзади. Или можно просто заколоть его впереди под подбородком, и пускай его концы свободно спадают на грудь.
2. Свисающие пряди. У некоторых сестер челки падают на лбы из-под платков, иногда волосы даже закрывают глаза. Сейчас даже принято особым образом укладывать, подрезать и высветлять челки, чтобы волосы выглядели привлекательно, когда выбьются из-под платка. Это мы видим на фотографиях манекенщиц. Если волосы не стянуты сзади, передние пряди закрывают их глаза, так что женщина выглядит соблазнительно. Все это очень легко предотвратить, если носить обруч или закалывать волосы заколками, которые легко найти в любом супермаркете. Шапочки под хиджаб (боне) шьются специально для того, чтобы носить их под платком и не позволять волосам выбиваться.
3. Торчащие уши. Иногда сестры оставляют открытыми мочки ушей и серьги. Сережки – в принципе штуки яркие, но в этом случае они еще и огромные и сверкают со всех сторон. Нет никакой причины открывать уши, кроме желания выглядеть привлекательнее. Пожалуйста, закройте их.
А теперь я расскажу еще о нескольких модных веяний, которым не надо следовать.
4. Высоко-высоко. Можно сделать хиджаб высоким, если подложить специальную подушечку или стянуть волосы в высокий конский хвост и повязать поверх него платок. Иногда сбоку прикалывают большой цветок или свивают из платка пучок и прикалывают его сбоку. К сожалению, это все работает как своего рода знак «Обратите на меня внимание!». Для вашего же блага, не носите так хиджаб, потому что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предупредил нас о тех, кто подобным образом одевается, в следующих двух хадисах.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Есть два вида обитателей Огня (Джаханнам), которых я не видел (то есть которых не было в его время). Среди них есть такие, у которых кнуты похожи на хвосты рогатого скота и которые мучают ими людей, и [среди них] женщины, которые одеты и вместе с тем обнажены, привлекательные (для мужчин) и которых привлекают (мужчины). Их головы подобны наклоненным верблюжьим горбам. Такие женщины не войдут в Рай (Джаннат) и не почувствуют его аромат, хотя его аромат можно почувствовать издалека» («Сахих» Муслима).
Также Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Среди последних в моей умме будут мало одетые женщины, волосы на верху их голов как верблюжий горб. Прокляните их, ибо, воистину, они прокляты» (ат-Табарани и «Сахих» Муслима).
Таким образом, из этих хадисов следует, что мне и моим сестрам в Исламе нужно сторониться такого стиля в одежде.
5. Скользящий платок. Платок постоянно спадает на плечи, когда ему надоедает лежать на голове, и обнажает обольстительные локоны. Носите платок из не очень скользкой ткани, чтобы он не съезжал. Еще помогает просто приколоть платок к волосам сбоку и сверху.
6. Обтягивающий костюм. Например, когда женщина носит узкие джинсы, колготки или боди. То же относится к любой обтягивающей одежде, например, к платьям, если они сидят так, будто нарисованы на теле. Такой облик идет вразрез с понятием скромности, а ведь именно в скромности – суть хиджаба. Получается, что женщина выставляет свою фигуру напоказ. Даже если поверх обтягивающей кофты и узких джинсов надевается длинная блузка, чтобы закрыть грудь и бедра, то все равно руки и голени остаются обтянутыми. Нужно носить свободную одежду.
7. Накрашенное лицо. Тени, помада, румяна и бронзер – это декоративная косметика. Но мы и так прекрасные творения Аллаха. Зачем же использовать всякие фабричные инструменты, унижаясь и подгоняя себя под стандарты красоты, принятые сейчас? И зачем подчеркивать свою красоту перед теми же людьми, в присутствии которых ты носишь хиджаб, дабы скрыть свою красоту? Кроме того, если люди не принимают тебя такой, какой тебя сотворил Аллах, они не стоят тех усилий, которые ты прилагаешь, чтобы им понравиться.
Почему я повторяю все это? Потому что мы – покрытые женщины – представляем не только самих себя, но всех мусульманок, которые носят хиджаб. И нам следует исполнять предписания Всевышнего наилучшим образом (практиковать ихсан), чтобы быть честными с самими собой и укрепить связь с Аллахом. Если мы сделали первый шаг и покрылись, альхамдулиЛлях. Но давайте не останавливаться. Хиджаб будет хиджабом лишь тогда, когда удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к нему. Если мы будем носить хиджаб должным образом, это защитит нас, сделает нас сознательными и поможет добиться уважения в обществе. И, лишь исполняя повеления Аллаха, мы можем надеяться приблизиться к истинной любви к Нему и настоящей покорности.
Наконец, если мы будем носить хиджаб неправильно, не так, как требуется в Коране и разъясняется в Сунне, то люди, не знающие Ислам, решат, что так и надо его носить. Нам всегда нужно нести ответственность за свой облик и поступки, ведь мы несем в себе образ исламской уммы. Я призываю вспомнить, что мы с вами ответственны за то, как другие нас видят, если мы виноваты в том, что одеваемся неподобающе. Давайте нести положительный образ Ислама, давайте станем по-настоящему вести призыв своим обликом – призыв к скромности. Давайте предстанем перед окружающими как искренние верующие, которые с готовностью подчиняются и исполняют веления Господа.
Вообще в одежде легче всего следовать нехитрому правилу: «Будь проще».
Я надеюсь, что мы заново проверим, правильно ли носим хиджаб, с целью очистить наши намерения. И исправленные намерения, иншаАллах, отразятся на нашем внешнем виде. Все, что я сказала правильно, – от Аллаха; если же я допустила ошибки, то полностью несу за них ответственность и прошу Аллаха простить меня.
Серин Ямут
С английского языка перевела Малика Умм Яхья