Взаимоотношения «родитель — логопед» - Ан-Ниса - Мусульманский женский портал

Взаимоотношения «родитель — логопед»

Обзор литературы по изучению темы взаимоотношений между родителями и педагогом мало освещен. Имеются учебные пособия, методические рекомендации, но их недостаточно для молодого специалиста. В современных реалиях перед специалистом выстраивается ряд задач, чтобы установить сотруднические отношения с родителями: как поддерживать свой авторитет в общении со взрослыми, как распознать «трудных» в общении родителей, как противостоять манипуляциям с их стороны, как аргументировать свою позицию. Каждая семья индивидуальна и уникальна, невозможно к разным семьям применять одни и те же подходы. 

Чиркина Г. В. отмечает, что логопед не должен ограничивать свои контакты с семьей только информацией о дефекте — в этом случае родителям принадлежит пассивная роль. Семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, использовать аудиозаписи их речи, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах их психического развития. В настоящее время во все мире активно поддерживается идея партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка с врожденным дефектом развития. 

Как отмечает В. И. Селиверстов, Е. В. Шереметьева, семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. По мнению Мастюковой Е. М., успех коррекционной работы во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. Наличие репрезентативной литературы для родителей не означает, что родители, изучив ее, смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Само определение любви к своему ребенку имеет разную трактовку у родителя.

Исследователи условно выделяют четыре группы родителей:

1. Конфликтная группа;

2. Пассивно-равнодушная группа; 

3. Активно-неконфликтная.

При совместной работе логопеда необходимо установить позитивный контакт не только с ребенком, но и с его родителями, что зачастую сделать сложнее. Если родители не идут на сотрудничество с педагогом, то не всегда нужно осуждать только самих родителей — в этом есть доля ошибки специалиста. От умения начать диалог с родителями особенного ребенка многое зависит. Перед специалистом стоит непростая задача, но все же выполнимая. Как известно, семья, воспитывающая особого ребенка, проходит несколько стадий: шок и неготовность принять и поверить; отрицание; отчаяние, горечь, депрессия, гнев, реорганизация (принятие). Поэтому необходимо научиться сканировать каждую конкретную семью, определить, на какой стадии находится каждая отдельная семья. Конечно, это зависит от многих качеств педагога, но особенно о специфическом «чутье»: понять позицию родителей, прогнозировать дальнейшие отношения. 

Мы предлагаем некоторые рекомендации при работе с родителями:

  • говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
  • быть активным (родители не должны брать интервью у педагога), уметь слушать;
  • учитывать эмоциональное состояние родителя;
  • отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
  • предварительно планировать содержание беседы с родителем;
  • защищать интересы клиента (родителя), а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей и др.

У родителей и педагога общая цель — вырастить гармоничную и счастливую личность, действуя в интересах и во благо ребенку. Если каждая сторона не будет стремиться к лидерской, авторитарной позиции, то и процесс их творческой, дружной работы будет легче и динамичнее.

Альфия Умм Аиша

416122

Последние статьи
05.04.2020
Подробнее
02.04.2020
Подробнее
04.04.2019
Подробнее
© 2024 Ан-Ниса. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт annisa-today.ru обязательна.
Top