Какое значение придает Ислам чистоте?
Нет сомнений в том, что чистота является одним из основных средств предупреждения болезней и их распространения в обществе . Вот почему Ислам уделяет много внимания чистоте тела и одежды, и побуждает людей поддерживать чистоту окружающей среды.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся (совершающих тахарат)» (Бакара, 222).
Чтобы быть в числе тех, кого Аллах любит, надо уметь правильно очищаться.
Сказал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва салям):
«Очищение – половина веры» (Муслим, «Тахара»),
«Ключ к намазу – чистота» (Абу Дауд «Салят»).
В этих словах подчеркивается, что наша религия придает очищению большое значение.
Когда мусульманин встает на намаз, он предстает перед Аллахом. Поэтому необходимо, чтобы его тело, одежда и место молитвы были чистыми. Также наша религия придает большое значение чистоте внутренней. Поэтому мусульманин должен очищаться не только физически, но и духовно.
Пророк (салляллаху алейхи ва салям) сказал:
«Воистину, Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваше богатство, а смотрит на ваши сердца».
«Знайте , что в организме человека есть кусочек мяса, если он будет здоровым, то и все тело будет здоровым , а если он будет больным, то и все тело будет больным. Поистине, это сердце» (Аль-Бухари, «Иман», 39).
«Когда верующий совершает грех, на его сердце появляется черное пятно. Если он сразу, поняв это, раскается и не возвратится к совершению греха, его сердце обретет первозданную чистоту, ибо это пятно сотрется раскаянием. Если он не сделает этого и продолжит совершать грехи, черные пятна полностью покроют его сердце» (Ат-Тирмизи).
Великий исламский ученый имам Газали сказал: «Болезни сердца лечатся только через знание и соблюдение Шариата».
Виды воды
С точки зрения фикха вода бывает двух видов :
1) Мутлак — природная вода. Это дождевая, талая, озерная, речная, морская, ключевая и колодезная вода, которая ни с чем не смешана.
2) Мукайяд — чистая, но не очищающая вода. Это, например, арбузный или виноградный сок. Такую воду еще называют «лиайнихи» . Вода , смешанная с чем либо чистым, например, с молоком, с чаем, кофе, называется «ли гайри айнихи». Водой мукайяд нельзя совершать ни гусль, ни вуду.
Вода мутлак может быть пяти видов:
1. Чистая и очищающая. Это вода, которая не изменила цвета, вкуса, запаха и ранее не использовалась для очищения. Такая вода пригодна для различных омовений: для гусля, вуду; а также для питья, для приготовления пищи и тому подобного.
2. Вода чистая и очищающая, но использование которой нежелательно. Эта небольшой объем воды, из которой пили домашние животные и птицы, например, кошка, курица или хищные птицы, например, сокол, ястреб. Считается макрухом использовать такую воду для гусля и вуду, если имеется другая чистая вода. Если же нет другой воды, то использование такой воды не считается макрухом.
3. Вода чистая сама по себе, но не очищающая («муста’маль») – это вода, которая ранее использовалась для совершения гусля или вуду. Такой водой не совершают ни гусль, ни вуду.
4. Нечистая вода. Это вода малого объема (например, бассейн или небольшая река, в которой нет движения воды), в которую попали нечистоты. Эта вода считается нечистой и непригодной для любого очищения. Однако, если площадь такого водоема превышает 25 квадратных метров и в проточной воде не видны нечистоты, то тогда она считается чистой и пригодной для очищения, при условии, что ее физические свойства –цвет, запах, вкус — не изменились .
5. Сомнительная вода. Это вода, из которой пили осел или мул. Такая вода пригодна для очищения от нечистот, но ей не совершается гусль и вуду, если имеется другая вода. Но если нет другой чистой воды, то ею можно сделать омовение, а затем сделать таяммум, потому что чистота такой воды сомнительна.
BÜYÜK İSLAM İLMİHALİ, NURUL İZAH
ИншаАллах, продолжение следует
Перевела с турецкого Аиша Хумейра