Интервью с женой шейха аль-Ислам — муфтия Мухаммада Таки Усмани (да хранит его Аллах)
(Приводится, с небольшими изменениями, из журнала «The Intellect» (издано в Карачи, Пакистан) с непосредственного разрешения шейха Таки Усмани и его жены)
Вопрос:
Муфтий Таки Усмани провел всю свою жизнь в служении Исламу, неизменно трудясь на этом пути. Чтобы добиться столь многого, машаАллах, нужно, чтобы дома поддерживали в этом. Не могли бы вы поделиться, как вы помогаете ему?
Ответ:
С первого дня нашей супружеской жизни я решила — с намерением заслужить награду — что я возьму на себя все домашние обязанности, чтобы шейх мог полностью сосредоточиться на работе в сфере религии. Таким образом, я надеюсь получить долю его награды за труды.
И я не только стараюсь поддерживать дома религиозную атмосферу (то есть не мучаю его бесполезными разговорами), но и не обременяю его домашними делами — от закупки продуктов до покупки личных вещей, например, одежды. Я стараюсь самостоятельно решать все домашние проблемы — большие и маленькие, такие как починка телефона. Даже когда дети были маленькими, я старалась делать все возможное, чтобы шейха не касались хлопоты, связанные с ними.
Также хочу сказать, что Всевышний Аллах одарил меня одним из самых заботливых мужей, который всегда давал мне лучшее в мирских и религиозных делах. Я такая счастливая, альхамдулиЛлях.
Вопрос:
Шейх часто бывает за границей. Получается ли у вас путешествовать с ним? Если да, то как вы проводите время, когда он занят на официальных встречах и т. п.?
Ответ:
Я часто путешествую с шейхом. Действительно, я сопровождала его во многих поездках за границу. Обычно, когда мы заходим в самолет, он открывает ноутбук и продолжает работать, пока самолет не садится. Я тем временем совершаю свои вирды. В отеле шейх отправляется на официальные мероприятия, а я открываю Благородный Коран и читаю его вместе с тафсиром и так далее. Вообще я люблю читать. Дома, если человек занят домашними делами, недостаточно времени для углубленного, сосредоточенного чтения. Поэтому в таких путешествия я удовлетворяю свою жажду к [сосредоточенному чтению] книг. Недавно я начала учить арабский язык, поэтому я открываю арабские книги и пытаюсь учиться. Когда шейх возвращается к ланчу, я спрашиваю у него то, что не поняла.
Я не очень люблю всякие выходы в свет и шоппинг, поэтому предпочитаю оставаться в отеле и делать все то, что обычно делаю, несмотря на то что множество женщин предлагают показать мне свой город. После утреннего намаза (фаджр) мы с шейхом всегда выходим на получасовую прогулку, где бы мы ни были. Вечером, когда я дома, я провожу полчаса на беговой дорожке, читая при этом минимум один джуз Корана.
В поездках за границу, после того как работа завершена, шейх часто остается еще на день, чтобы показать мне достопримечательности и разные интересные места в городе, где мы гостим.
Вопрос:
Когда дети вырастают, у женщин, проводящих время дома, появляется больше свободного времени, которое можно использовать по своему желанию. Как вы проводите это время? И вообще как вы проводите свой день?
Ответ:
Каждый четверг я провожу беседу с преподавательницами и персоналом в Hira Foundation School (это школа, которая предлагает кембриджскую систему обучения, совмещенную с исламским образованием, в здании Даруль-Улюм Карачи). Я читаю им отрывки из книги шейха «Ислахи Хутбат». Еще я часто прихожу туда без предупреждения, чтобы проверить, как они работают.
Что же касается моего обычного распорядка дня, то он выстроен так, чтобы шейху было максимально удобно. Обычно мой день проходит так: после утреннего намаза мы гуляем вместе, потом, в 7-30, завтракаем. Затем шейх отправляется преподавать «Сахих» аль-Бухари (с восьми до десяти утра), а я занята домашними делами. Он возвращается домой в десять утра и до полудня работает за компьютером (пишет книги и так далее). С полудня до двух часов он проводит время в своем офисе. После обеденного намаза (зухр) мы обедаем вместе, примерно в 14-15, и потом отдыхаем от получаса до часа (примерно до 15-30). [С 15-30 до послеобеденного намаза (аср) он снова возвращается в офис, где преподаватели, ученики и многие другие могут посоветоваться с ним насчет того или иного вопроса] Время от послеобеденного намаза (аср) до вечернего (магриб) отведено для семьи. Шейх любит, когда мы собираемся все вместе и обсуждаем все, что нас интересует. От вечернего намаза (магриб) до ночного (иша) он занят своей текущей работой: если он работает над книгой, то пишет или ищет материал для нее и тому подобное. Посде ужина мы слушаем, как шейх читает нам отрывок из книги, минут десять-пятнадцать. Внуки тоже должны посещать этот сеанс чтения. Потом он снова возвращается к работе и работает до полуночи, затем ложится спать.
Вопрос:
Что еще нужно предпринять, чтобы наша работа по женскому образованию продвигалась дальше?
Ответ:
Во-первых, надо чаще проводить лекции для женщин, где бы зачитывались книги наших праведных предков. Чем больше женщины слушают их, тем больше воздействия ощущают. И со временем это не просто изменит их самих, но и они сами смогут положительно влиять на своих детей и семью.
Во-вторых, мы не должны оскорблять людей, пытаясь их изменить, и вообще не надо быть слишком прямыми. Не надо ругать женщину, это вызовет у нее раздражение и только, и, вместо того чтобы принять добрый совет, она сделает все наоборот. Мы должны стараться помочь людям понять, в чем заключается наше привычное зло, пороки современного общества, но надо делать это не прямо, не в лоб, а мягко, например, приглашая на исламские встречи. Так, если мусульманка воспитывает детей дома и ей было бы интересно заниматься дааватом или ее беспокоит то, что ее соседка не соблюдает религию, то ей следует выделить 15-20 минут на то, чтобы пригласить эту соседку и еще пару женщин к себе домой и почитать им отрывок из книги одного из праведных предшественников. Таким образом, ее соседка узнает, как поступать правильно, но это будет деликатное, а не излишне прямое наставление. Хотя такой поступок кажется малозначимым, он — иншаАллах — принесет огромную пользу, если повторить его несколько раз. Ведь капля камень точит.
Как женщины, мы также не должны забывать учить наших детей с самого раннего возраста дуа, пришедшим из Сунны (маснун). Это поможет им привыкнуть следовать Сунне, и мы таким образом делаем значительный вклад в их воспитание.
Чтобы наши советы приносили другим пользу, хорошо сначала попросить об этом в дуа. Когда я выступаю с лекцией, то всегда совершаю два ракаата солята аль-хаджа (намаз исполнения нужды) и прошу сделать мой труд полезным — как для меня самой, так и для слушателей.
Вопрос:
В наше неспокойное время, когда люди часто разводятся, можете ли вы посоветовать что-то конкретное, что поможет сделать брак счастливым?
Ответ:
Я думаю, женам, особенно в наше время, необходимо внимательно относиться к тому, что муж любит и не любит. Известно, что женщины обычно наряжаются, используют духи, делают макияж и вообще выглядят на все сто, когда выходят из дома, а дома ходят в ношеной или очень простой одежде, без макияжа и пахнут кухней. Все должно быть наоборот. Выходя из дома, женщина должна надевать простой хиджаб. Это создало бы здоровую атмосферу вокруг нас.
Вопрос:
Какие привычки шейха вам нравятся больше всего?
Ответ:
(Смеется) Все! МашаАллах. На самом деле, мои родственники шутят, что никогда не видели, чтобы жена слушала своего мужа так, как я. Всевышний Аллах одарил нас, машаАллах, прекрасными спутниками. Вот какой результат получаешь, когда стараешься все делать друг для друга с намерением получить награду за это.
Вопрос:
Какую еду предпочитает шейх?
Ответ:
Он очень любит простую тушеную баранину с подливкой и похлебку из маша (бобов).
Вопрос:
Сейчас нас окружают всевозможные соблазны — например, нас атакуют средства массовой информации. К тому же, сами мусульмане склоняются к неисламским ритуалам и обычаям: неисламские ритуалы на свадьбах, несоблюдение хиджаба, вычурность, харамный (запрещенный) заработок и так далее. Как защитить себя и своих детей в такой обстановке? И как воспитать в детях уверенность в себе, когда им приходится плыть против течения?
Ответ:
Я думаю, самое главное в такое время — поддерживать дома здоровую атмосферу, в которой чувствуешь себя в безопасности. Если в доме царит исламская атмосфера, когда дети воспитаны в соответствии с предписаниями религии и обучены тому, что правильно, а что — нет, иншаАллах, они будут в безопасности, когда выйдут за порог. Если все домочадцы регулярно молятся, постятся и совершают зикр, Всевышний Аллах защищает их от шайтана. И самая важная роль в воспитании отводится матери. Если хозяйка дома пожелает, она может изменить все в своем доме.
В одну из наших поездок в Англию мы познакомились с одной исламской общиной, в которой дети знали больше дуа из Сунны (маснун), чем многие дети в Пакистане, в которой юные девочки носили правильный хиджаб, а все взрослые — машаАллах — следовали предписаниям религии, включая совершение намазов в мечети и ношение правильной исламской одежды. Когда их спросили, как они сумели сохранить такой образ жизни в Великобритании, открытой всем веяниям, они просто ответили, что хранили свой дом в неприкосновенности. Поэтому их дети были ограждены от развращающего влияния извне. Иными словами, это вопрос вашего желания, и только. Исламу можно следовать сейчас, в современном обществе, точно так же, как и раньше. Если мы хотим следовать ему, то нужно иметь твердое намерение делать это. А дальше Всевышний Аллах делает легким этот путь.
Вопрос:
Что вы хотели бы сказать нашим читателям, особенно молодым девушкам, которые узнают все больше и больше о своих религиозных обязанностях, но сталкиваются с сопротивлением родных?
Ответ:
Они должны стараться посещать встречи мусульманок и читать книги наших праведных предков. Чем больше они будут это делать, тем легче и быстрее пройдут перемены, иншаАллах. Если девушка решает изменить свою жизнь и хранит твердость в своем решении, никто не может ей помешать. На самом деле, члены ее семьи постепенно станут замечать, что она меняется к лучшему, и, возможно, сами придут к исламскому образу жизни, иншаАллах.
ДжазакиЛлях за то, что потратили на нас свое время и поделились с нами своим взглядом на мир.
На русский язык перевела Малика Умм Яхья.