Имам Навави (да помилует его Аллах) пишет в «Рияд ас-салихин» (глава 256): «Нужно знать, что дозволено плохо отзываться о другом человеке за его спиной, если на то есть законные основания и оправданная цель не может быть достигнута иным путем. Есть шесть законных оснований:
1. Жалоба на притеснение. Тому, кого притесняют, дозволено рассказать о притеснителе исламскому правителю, или судье, или еще кому-то с подобным статусом, чтобы они положили конец притеснению. Можно сказать: «Мне нанес ущерб такой-то человек».
2. Поиск помощи в уничтожении порицаемого (мункар) и противостоянии непокорному человеку, пока он не станет вести себя праведно. Иными словами, человек может сказать тому, кто в состоянии изменить ситуацию: «Такой-то человек сделал то-то и то-то, дай ему совет», – или нечто подобное, для того чтобы зло было устранено. Если у вас нет намерения устранить зло, то нельзя отзываться дурно о другом человеке.
3. Испрашивание фетвы. Можно рассказать муфтию: «Отец притеснял меня (или брат, или муж, или какой-то другой человек). Он сделал то-то и то-то – имеет ли он на это право? И как мне защитить мои права и противостоять угнетению, сохраняя при этом искренность?» Это разрешено, если есть нужда. Тем не менее, лучше спросить в общем виде: «Что вы скажете о человеке (о мужчине, о муже и т. п.), который делает то-то и то-то?» Так вы опишете ситуацию, не указывая ни на кого конкретно, однако говорить конкретно тоже разрешено.
4. Предупреждение для мусульман, защита мусульман от зла и добрый совет. И тут есть несколько вариантов:
А) Это может быть сделано для порицания тех, кто делает дурное. Подобное действие разрешено, согласно единодушному мнению мусульманских ученых (иджма), и считается обязательным, если в нем есть нужда.
Б) Можно отозваться о другом дурно, если некто хочет жениться и спрашивает вас, как бы вы охарактеризовали его избранника/избранницу. Аналогично можно поступить, если некто спрашивает вас о человеке, с которым хочет открыть совместное предприятие или начать бизнес, или о человеке, которому он хочет доверить нечто ценное. В этом случае нельзя скрывать правду. Напротив, нужно рассказать о недостатках этого человека, если вы о них знаете, с намерением дать хороший совет.
В) Можно отозваться о человеке дурно, если вы видите, что изучающий фикх близко общается со сторонником дурных новшеств или с грешником, и боитесь, что это (новшество или грехи) повлияет на него. В этом случае вы можете рассказать плохое об этом грешнике или стороннике новшеств, с намерением дать хороший совет. Однако здесь легко ошибиться, потому что, если вы завидуете кому-то, шайтан может сбить вас, внушив, что вы просто хотите дать совет брату/сестре, – и вы плохо отзоветесь о человеке без достойной на то причины. Нельзя забывать об этом (виде смуты).
Г) Можно отозваться дурно о человеке, который занимает высокий пост, но не заслуживает его, либо потому что не подходит на эту должность, либо потому что он продажная личность, либо он беспечен, либо нечто подобное. В этом случае обязательно рассказать об этом тому, кто обладает достаточными полномочиями, чтобы сместить этого человека с должности и заменить его тем, кто подходит больше. А он, в свою очередь, должен рассказать этому человеку о его недостатках, чтобы помочь одолеть их, и потребовать, чтобы он поспешил все исправить, или заменить его другим.
5. Можно говорить о недостатках другого человека, если он открыто не исполняет требования Шариата или вводит новшества, например, открыто употребляет алкоголь, ворует, берет взятки и так далее. В этом случае разрешается говорить о том, что он делает открыто, но нельзя упоминать о других его недостатках, если только они не подпадают под вышеописанные условия.
6. Описание другого человека. Например, если человек известен под кличкой «Подслеповатый», «Хромой», «Глухой», «Слепой», «Косоглазый» и т. п., дозволяется упомянуть ее для верности описания, но при этом нельзя указывать на его недостатки. Однако будет лучше всего описать этого человека каким-то другим способом, если это возможно».
www.darulfiqh.com