Среди великих дней, избранных Аллахом, находится 10-ый день месяца Мухаррам, день Ашура. Это очень знаменательный день, который стал таковым еще до переселения Посланника Аллаха (ﷺ), Аллах избрал этот день еще до сотворения мира.
Алимы объясняют, что первоначально пост в день Ашура был обязательным, однако, после того, как пост в Рамадан стал обязательным, пост в день Ашура стал сунной. Таким образом, если человек желает в этот день соблюдать пост, ему полагается награда, но если он не соблюдает пост, то на нем не будет греха.
Те, кто соблюдает пост, не должны считать себя «святее» тех, кто этого не делает, поскольку мы не должны навязывать другим то, что Аллах не сделал обязательным. Мы должны поощрять других к праведным деяниям, но мы не должны смотреть свысока на тех, кто не практикует то, что не является обязательным.
Если же человек будет держать пост в этот день, ему иншаАллах, будут прощены малые грехи, которые он совершил в прошедшем году. Но большие грехи, тем не менее, требуют отдельной тауба (покаяния).
Посланника Аллаха (ﷺ) спросили о посте в день Ашура. Он ответил: «Это возмещение (малых) грехов прошлого года» (Муслим).
Абдуллах ибн Аббас рассказывает: Когда Посланник Аллаха (ﷺ) прибыл в Медину, он увидел, что евреи держат пост в день Ашура. Он спросил – «Что это за день, в который вы поститесь?» Они ответили: «Это великий день. В этот день Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его людей от фараона. Мы держим пост в этот день в знак благодарности Аллаху». На это Пророк (ﷺ) сказал: «Мы более достойны (подражать действиям) пророка Мусы (мир ему) и ближе к нему, чем вы». После этого он сам постился в этот день и велел сподвижникам держать пост в этот день, однако он выражал неодобрение, если кто-то соблюдал пост точно так, как это делали иудеи. Поэтому он сказал: «Соблюдайте пост в день Ашура, но не подражайте иудеям, (присоединяя к нему еще один день) — или день до него, или день позже» (Байхаки). [Таким образом, мусульманам, желающим держать пост в этот день, следует держать его в 9 и 10 дни или в 10 и 11 дни месяца Мухаррам]
Какой урок мы можем извлечь из этого? Даже в том, что касается ибадата Пророк (ﷺ) повелел нам не подражать неверующим. Он не сказал, что мы не должны держать пост, поскольку пост – это ибадат, однако он добавил, что наш пост должен отличаться от поста иудеев. Как в таком случае мы можем перенимать какие-то обычаи немусульман? Если они устраивают фейерверки на свои праздники, то мы опережаем их в этом, и даже если мы не делаем этого сами, мы наслаждаемся фейерверком на их праздниках.
Приближаются новогодние праздники, которые мусульмане часто отмечают вместе с христианами. Многие их праздники стали частью нашей жизни. Как часто мы получаем удовольствие от их праздников! Но наше взаимодействие и солидарность с ними ведет к разрушению нашей веры.
*****
Есть хадис, который некоторые ученые признают достоверным, когда Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто проявит щедрость в день Ашура, тому Аллах увеличит ризк в будущем году» (Байхаки).
Разумеется, это не означает призыва к расточительности, когда человек устроит обед из 7 или 9 блюд. Однако если человек приготовит одно или два лишних блюда и угостит гостей в этот день, Аллах увеличит его ризк и даст ему баракат на будущий год.
Если в этот день обещано вознаграждение тому, кто увеличит свои расходы на семью, то какой же баракат Аллах Та’аля дарует нам, если мы распространим свое великодушие на бедных, нуждающихся людей!
Если мы хотя бы немного поможем тем, кто рядом или вокруг нас, кто находится в тяжелых обстоятельствах, нуждаясь в помощи, чтобы заплатить арендную плату, квартирные счета, кто нуждается в еде и других основных нуждах. Заботясь о таких людях, вообразите — сколько еще благ Аллах предоставит за это нам.
Я повторяю: мы должны всегда держать в поле зрения тех, кто окружал Пророка (ﷺ). Это были благородные сподвижники, которые всегда были послушны Аллаху Та’аля. Они сделали молитву центром своей жизни, они всегда выплачивали закят, они постились в месяц Рамадан, они соблюдали права других людей. У них не возникало даже желания совершить грех, не говоря уже о постоянстве в грехах, как часто случается в нашей жизни. Они никогда не проявляли обмана, непорядочности или других злых качеств.
Мы не можем иногда даже встать на фаджр и заполнить мечети… Если мы продолжаем оставаться в неповиновении, пренебрегая основными обязанностями, то мы можем только мечтать о благословении нашего хлеба насущного.
Ислам целостен, он не делится на части и не состоит только из одной или двух вещей. Просто практиковать данный хадис, увеличив в этот день расходы на свою семью, не будет достаточным. Ежедневно мы совершаем грехи, несмотря на прослушивание нами лекций по Исламу и наставлений, все остается по-прежнему. Более того, некоторые даже кичатся своими грехами. Как мы можем после этого рассчитывать на милость Аллаха?
Хотя нельзя отчаиваться в милости Аллаха, потому что Он Милостивый и Прощающий, однако не следует забывать о Его гневе. Аллах дает нам много шансов покаяться, но если когда Он принимает решение (о наказании), никакая сила не может отвратить Его гнев.
Всевышний Милостивый и Любящий. Он дал нам этот благословенный день Ашура, чтобы мы покаялись и изменили свою жизнь.
*****
Нижеприведенные слова не являются хадисами, но это опыт праведных людей.
Если человек в день Ашура искренне решает отказаться от какой-то вредной привычки и начать какое-то доброе дело, то иншаАллах, Всевышний даст ему тауфик и стойкость в этом деле.
К примеру, человек хочет бросить курить или оставить зависимость от просмотра порнографии, и решает, что в 10 день месяца Мухаррам он начнет сдерживать себя и откажется от всего дурного и делает дуа о помощи, то иншаАллах, через баракят дня Ашура, он сможет удержаться от греха, разумеется, если он будет стараться держаться подальше от греховных мест и компаний, которые могут подталкивать его на грех.
Нам известны многие люди, которые отказались от плохих привычек в день Ашура, и хвала Аллаху, они не вернулись к ним. Они были искренни в своей тауба, они плакали и просили у Аллаха сил избавиться от всего дурного, и Всевышний дал им силу отказаться от греха.
День Ашура – это день когда Аллах дал людям спасение в прошлом, и это день когда Он принимает дуа. Двери прощения в этот день открыты. Давайте подготовимся к этому благословенному дню и выделим время для ибадата, истигфара и тауба.
*****
В месяце Мухаррам также произошел один очень трагический эпизод из истории Ислама – мученическая смерть внука Пророка (ﷺ) Хусейна (да будет доволен им Аллах) в Кербеле.
Но надо знать, что практика нанесения себе ранений, увечий – то, что делают некоторые заблудшие люди в этот день – не имеет отношения к Исламу. Посланник Аллаха (ﷺ) дал своему дяде Хамзе (да будет доволен им Аллах) титул сайиду ш-шухада (господин мучеников), однако в скорби по нему никто не проявлял подобных крайностей. Многие другие члены ахлю-бейт приняли мученическую смерть, но по ним также никто не устраивал таких фанатичных и бессмысленных церемоний.
Мы просим Аллаха поднять уровень этих благочестивых людей и отправляем им вознаграждение за совершаемый нами ибадат, но те фанатичные действия, которые некоторые люди совершают во имя имама Хусейна, создают неправильное представление об Исламе. Ни одна богословская школа (мазхаб) не поддерживает такого поведения.
Мы можем извлечь определенные уроки из трагических событий в Кербеле. Несмотря на всю опасность и угрозу для жизни, имам Хусейн и его спутники не пропустили ни одного намаза, его семья соблюдала правила хиджаба. Наш господин Хусейн (да будет доволен им Аллах) до самого последнего момента продолжал читать Коран и сохранял терпение.
Субханаллах, вспомните – как ведем себя мы. Свадьба, спортивный матч – и мы пропускаем намазы и идем на компромисс в других аспектах религии. Давайте в этом месяце изменим наше отношение к религии и начнем лучше повиноваться Аллаху. Когда есть желание, будет и способ, когда есть желание двигаться в правильном направлении, мы найдем помощь Аллаха, инша Аллах. Да поможет нам всем Аллах.
Шейх Юнус Патель
Источник: Jamiatul Ulama