Вопрос:
Я слышал, что мысли, которые появляются в голове у человека, могут исходить из четырех источников: от Аллаха, Его ангелов, шайтана и нашего нафса. Расскажите об этом подробнее — как узнать, от кого пришла конкретная мысль?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Если говорить в общем, мысли, возникающие в голове у человека, могут исходить из четырех источников:
1. Мысли, которые Аллах вкладывает в сердца своих рабов, такие как озарение (фираса) и божественное внушение (ильхам).
2. Внушение от ангелов (ильхам аль-маляика).
3. Наущения от шайтана (васваса аш-шайтан).
4. Наущения от своего нафса (васваса ан-нафс).
Фираса – это свет (нур) в форме мысли, которая появляется в сердце и затмевает все остальное. С его помощью человек может отличить истину от лжи, духовное от мирского, правдивого человека от лжеца. Эти мысли можно сразу отличить от других, поскольку у них нет противоположности (1).
Что касается внушения от ангела и нашептывания от шайтана, существуют традиции, которые говорят о двух домах в сердце человека. В одном из них живет ангел, а в другом шайтан. Ангел вдохновляет человека на добрые дела, а шайтан побуждает его совершать плохие поступки. Когда человек поминает Аллаха, шайтан отступает, но когда он отвлекается, шайтан подступает к нему и нашептывает ему греховные мысли (2), (3), (4)
Между васваса от шайтана и от нафса разница очень тонкая. Мысли, побуждающие человека ко злу и ссорам с окружающими, как правило, от шайтана. Лекарством от таких мыслей служит поминание Всевышнего и поиск убежища у Аллаха путем произнесения слов «Аузубилляхи мина ш-шайтани р-раджим» (5), (6).
Из вышесказанного ясно, что если человек ищет убежища у Аллаха, и мысль о совершении дурного поступка исчезает, то эта мысль была от шайтана, поскольку его называют аль-ханнас, тот, кто отступает при упоминании Аллаха.
Абу-Хазим (да смилуется над ним Аллах) сказал, что:
اللَّهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ عَالِمَ الغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ رَبَّ كُلِّ شَيْءٍ وَمَلِيكَهُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي، وَمِنْ شَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِرْكِهِ، وَأَنْ أَقْتَرِفَ عَلَى نَفْسِي سُوءًا أَوْ أَجُرَّهُ إِلَى مُسْلِمٍ
«[Злые дела], которых вы не желаете для себя, от шайтана, поэтому ищите убежища (от них) у Аллаха, а [злые дела], которые вам нравятся, от нафса, так что запретите ему (совершать) (эти дурные поступки]». [7]
Из вышеизложенного следует, что поскольку нафс склонен к определенным желаниям, то если человек находит у себя желание возвращаться к одному и тому же греху, то эти мысли, как правило, от нафса. Однако, если человеку приходят мысли о совершении различных видов греха, то это, скорее всего, от шайтана, поскольку он, в первую очередь, хочет подтолкнуть человека к совершению грех, поэтому он пытается предложить человеку разные виды грехов, пока не находит тот грех, который человек готов совершить.
Шайтан также приукрашивает человеку определенные грехи, чтобы человек считал эти действия добродетельными и вознаграждаемыми. [8] [9]
Непроизвольные мысли не являются плохими или греховными, пока человек не будет действовать в соответствии с ними или говорить о них. [10]. Надо не обращать внимания на эти мысли.
Для защиты от нашептывания нафса и шайтана очень полезно повторять следующее дуа каждые утро и вечер (11):
اللَّهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ عَالِمَ الغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ رَبَّ كُلِّ شَيْءٍ وَمَلِيكَهُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي، وَمِنْ شَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِرْكِهِ، وَأَنْ أَقْتَرِفَ عَلَى نَفْسِي سُوءًا أَوْ أَجُرَّهُ إِلَى مُسْلِمٍ
«O Аллах, Творец небес и земли, ведающий сокровенное и явное, нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, Господь всего, и его обладатель. Я прибегаю к тебе от зла моего «я» и от зла сатаны и его ширка (и Я прибегаю к Твоей защите от зла моего « я» (моего нафса), которое он (мой нафс) на может причинить мне самому или другому мусульманину»).
Сухайл ибн Ариф,
Студент Дарул Ифтаа,
Чикаго, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
______________________________
والفراسة ثلاثة أنواع: إيمانية وهي المتكلم فيها في هذه المنزلة وسببها : نور يقذفه الله في قلب عبده . يفرق به [i]
بين الحق والباطل ، والحالي والعاطل والصادق والكاذب وحقيقتها : أنها خاطر يهجم على القلب ينفي ما يضاده
يثب على القلب كوثوب الأسد على الفريسة…وقال أبو جعفر الحداد : الفراسة أول خاطر بلا معارض
فإن عارضه معارض آخر من جنسه فهو خاطر وحديث نفس
مدارج السالكين، ٢/ ٤٥٣ و ٤٥٤
ومما يدل على إثبات إلهام الملائكة بالخير قوله تعالى : إذ يوحي ربك إلى الملائكة أني معكم فثبتوا الذين آمنوا [ii] الأنفال : ١٢ أي ألهموهم الثبات وشجعوهم على أعدائهم . ويدل عليه من الأخبار قوله عليه الصلاة والسلام : إن للشيطان لمة بابن آدم وللملك لمة وفي الحديث أيضا إذا ولد المولود لبني آدم قرن إبليس به شيطانا وقرن الله به ملكا ، فالشيطان جاثم على أذن قلبه الأيسر ، والملك جاثم على أذن قلبه الأيمن فهما يدعوانه
تفسير الرازي ٥/ ١٨٧
عن عبد الله بن شقيق قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم ما من آدمي الا بقلبه بيتان فى أحدهما الملك [iii]
وفى الاخر الشيطان فاذا ذكر الله خنس وإذا لم يذكر الله وضع الشيطان منقاره فى قلبه ووسوس له رواه ابو يعلى وروى ابو يعلى عن انس عنه صلى الله تعالى عليه واله وسلم نحوه
التفسير المظهري، ١٠/ ٣٨٠
معارف القران، ٨/ ٨٥٢ مكتبة معارف القران كراتشي [iv]
المرجع السابق ٤/ ١٥٨- ١٥٩ [v]
أحكام القرآن للجصاص، ٣/ ٥١ دار الكتب العلمية بيروت [vi]
وقد ذكر أبو حازم في الفرق بين وسوسة النفس والشيطان ، فقال : ما كرهتْه نفسُك لنفسِك [vii]
فهو من الشيطان فاستعذ بالله منه ، وما أحبَّته نفسُك لنفسِك فهو من نفسك فانْهَها عنه
مجموع الفتاوى ١٧ / ٥٢٩ — ٥٣٠
وَزَيَّنَ لَهُمُ ٱلشَّيْطَانُ أَعْمَالَهُمْ أي أعمالهم الخسيسة فحسبوها رفيعة [viii]
تفسير القرطبي ١٣/ ٣٤٤
معارف القران، ٦/ ٥٧٤ مكتبة معارف القران كراتشي [ix]
المرجع السابق ٨/ ٨٥٣ [x]
قال هذا ما كتب لي رسولُ اللهِ صلَّى اللهُ عليهِ وسلَّمَ قال : فنظرتُ فإذا فيها إنَّ أبا بكرٍ الصدِّيقَ قال يا [xi]
رسولَ اللهِ علِّمْني ما أقولُ إذا أصبحتُ وإذا أمسيتُ قال يا أبا بكرٍ قلِ اللهمَّ فاطرَ السمواتِ والأرضِ عالمَ الغيبِ والشهادةِ لا إلهَ إلا أنتَ ربَّ كلِّ شيءٍ ومليكَهُ أعوذُ بكَ من شرِّ نفسي ومنْ شرِّ الشيطانِ وشِركهِ وأنْ أقترفَ على نفسي سوءًا أوْ أجرَّهُ إلى مسلمٍ
سنن الترمذي الرقم: