Вопрос:
Фраза «Ненавидь грех, но не грешника» — имеет ли основание в Исламе или это просто расхожее утверждение? Когда дозволено ненавидеть человека ради Аллаха? К примеру, немусульманина-исламофоба, который ненавидит Ислам, или грешника-мусульманина, который издевается над Сунной?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Подобный призыв – питать ненависть ко греху, но не к самому человеку – основан на следующих хадисах:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ـ رضى الله عنه ـ قَالَ سَمِعْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ « إِذَا زَنَتْ أَمَةُ أَحَدِكُمْ، فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ، وَلاَ يُثَرِّبْ عَلَيْهَا، ثُمَّ إِنْ زَنَتْ فَلْيَجْلِدْهَا الْحَدَّ وَلاَ يُثَرِّبْ، ثُمَّ إِنْ زَنَتِ الثَّالِثَةَ فَتَبَيَّنَ زِنَاهَا فَلْيَبِعْهَا وَلَوْ بِحَبْلٍ مِنْ شَعَرٍ »
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если ваша рабыня вступит в незаконные сексуальные отношения, и ее грех будет доказан, накажите ее, но после этого никто не должен обвинять ее (вспоминать об ее грехе), и если она сделает это во второй раз, опять накажите ее, но никто не должен обвинять ее; и если она сделает это в третий раз, то ее следует продать даже за цену волокна из веревки» (1).
Из вышеизложенного ясно, что мы должны отделять грех от грешника. Грешнику следует понести наказание за свой грех, однако, мы не имеем права унижать его после этого (и наказывать его больше, чем полагается по шариату). Если кто-то будет поступать так, он помогает шайтану.
Об этом сказано в следующем хадисе:
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم أُتِيَ بِرَجُلٍ قَدْ شَرِبَ فَقَالَ » اضْرِبُوهُ » . قَالَ أَبُو هُرَيْرَةَ فَمِنَّا الضَّارِبُ بِيَدِهِ وَالضَّارِبُ بِنَعْلِهِ وَالضَّارِبُ بِثَوْبِهِ فَلَمَّا انْصَرَفَ قَالَ بَعْضُ الْقَوْمِ أَخْزَاكَ اللَّهُ . فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم » لاَ تَقُولُوا هَكَذَا لاَ تُعِينُوا عَلَيْهِ الشَّيْطَانَ »
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) привели человека, про которого было известно, что он пил спиртное. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) велел побить его. Когда его побили, некоторые люди сказали ему: «Да обезобразит тебя Аллах!» И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не говорите этого, поскольку так вы помогаете шайтану одержать верх над ним».
Однако, важно не злоупотреблять этим принципом – к примеру, не иметь дела с грешником, когда кто-то будет страдать от последствий его греха. Будет неправильным использовать подобный принцип в таком контексте (общаться с грешным человеком и вступать с ним в какие-то отношения, когда вы можете пострадать от его греха) (3).
Хотя для нас важно не наказывать грешника сверх положенного по шариату, однако, также важно защитить себя от вредных последствий общения с грешным человеком и его общества.
А Аллах знает лучше.
Хузайфа Дидат, Лусака, Замбия.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
_________________
1]
صحيح البخاري (8/ 158) [2]
عون المعبود (12/ 228) [3]
(والبغض في الله ) أي لأمر يسوغ له البغض كالفسقة والظلمة وأرباب المعاصي قال بن رسلان في شرح السنن فيه دليل على أنه يجب أن يكون للرجل أعداء يبغضهم في الله كما يكون له أصدقاء يحبهم في الله بيانه أنك إذا أحببت إنسانا لأنه مطيع لله ومحبوب عند الله فإن عصاه فلا بد أن تبغضه لأنه عاص لله وممقوت عند الله فمن أحب لسبب فبالضرورة يبغض لضده وهذان وصفان متلازمان لا ينفصل أحدهما عن الآخر وهو مطرد في الحب والبغض في العادات
فيض القدير (3/91)
ومن البغض في الله بغض كثير ممن ينسب نفسه للعلم في زمننا لما أشرق عليهم من مظاهر النفاق وبغضهم لأهل الخير فيتعين على من سلم قلبه من المرض أن يبغضهم في الله لما هم عليه من التكبر والغلظة والأذى للناس
مرعاة المفاتيح شرح مشكاة المصابيح (1/ 103)
(الحب في الله) أي لوجهه وفي سبيله لا لغرض آخر كميل قلب وإحسان، ومن لازم الحب في الله حب أولياءه وأصفياءه، ومن شرط محبتهم اقتفاء آثارهم وطاعتهم. (والبغض في الله) أي لأمر يسوغ له البغض كالفسق والظلم والكفر والعصيان. قال ابن رسلان: فيه دليل على أنه يجب أن يكون للرجل أعداء يبغضهم في الله كما يكون له أصدقاء يحبهم في الله، بيانه أنك إذا أحببت إنساناً لأنه مطيع لله ومحبوب عند الله، فإن عصاه فلا بد أن تبغضه لأنه عاصٍ لله وممقوت عند الله، فمن أحب بسبب فبالضرورة يبغض لضده، وهذان وصفان متلازمان لا ينفصل أحدهما عن الآخر، وهو مطرد في الحب والبغض في العادات