В ночь с 26 на 27 число месяца Раджаб (которая приходится на ночь с 25 на 26 мая в этом году) мусульмане вспоминают чудесное путешествие нашего Пророка (ﷺ) в Иерусалим (Аль-Исра) и его вознесение на небеса (Аль-Ми’радж).
*****
Когда мы рассматриваем основные принципы Ислама, такие как веру в Аллаха, будущую жизнь, Рай и Ад, ангелов и джиннов, пророков и Писания, мы находим, что все эти вопросы относятся к области гайб (невидимого) и нуждаются в непоколебимой убежденности в правдивости Посланника Аллаха (ﷺ). Ночное путешествие и вознесение (аль-Исра ‘валь-Mи’радж) было решающим испытанием для ранних мусульман, которое испытывало их веру в невидимое. Это путешествие выявило непоколебимую веру Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) и слабую веру некоторых других людей, которые отвергли Ислам полностью, как только они услышали эту историю.
Событие Аль-Исра валь Мирадж описано в Коране и хадисах. Это чудесное ночное путешествие Посланника Аллаха (ﷺ) состояло из двух этапов. Первый этап охватывал его путешествие из Мекки в Иерусалим, известное как Аль-Исра, а второй — его восхождение из Иерусалима на небеса, известное как Аль-Mи’радж.
По мнению историков, Посланник Аллаха (ﷺ) совершил это замечательное путешествие в ночь на 27 число месяца Раджаб (в седьмой месяц исламского календаря). Некоторые авторы относятся его к году, который назван Годом скорби. В этом году Посланник Аллаха (ﷺ) потерял любимую жену Хадиджу (да будет доволен ей Аллах) и любимого дядю Абу Талиба, который вырастил его ребенком и защищал его, когда он был провозглашен пророком Аллаха. В том же году он отправился в город Таиф призвать людей к Исламу, но был побит камнями и изгнан из города. Как сообщается, Посланник Аллаха (ﷺ) говорил, что этот день в Таифе был самым трудным днем в его жизни.
Вследствие этих трех событий, Посланник Аллаха (ﷺ) переживал большую скорбь, поэтому Всевышний Аллах данным событием послал облегчение Своему избраннику, как говорится об этом в следующем аяте Корана:
«Преславен Тот [Аллах], Кто перенес Своего раба [пророка Мухаммада] (телом и душой) ночью из Запретной (для греха) Мечети (находящейся в Мекке) в Мечеть Отдаленнейшую (находящейся в Иерусалиме), вокруг которой Мы благословили [ниспослали благодать в виде обилия плодов и урожая и посылали там много пророков], чтобы показать ему [Пророку] из Наших знамений [чудеса, свидетельствующие о безграничном могуществе Аллаха и доказательства Его единственности]. Поистине, Он – Всеслышащий (и) Всевидящий!» (17, 1)
В одном из хадисов в Сахих Аль-Бухари , Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказал о событиях этой ночи, как описал их Посланник Аллаха (ﷺ). Посланник Аллаха (ﷺ) был в Мекке, когда Ангел Джибриль сошел к нему через крышу дома, раскрыл его грудь, промыл ее водой Замзам, наполнил ее мудростью и верой, а затем закрыл ее.
Затем Пророк Аллаха (ﷺ) был перенесен из Священной мечети в Мекке в отделенную (аль-Акса) мечеть в Иерусалиме на чудесном животном аль-Бурак в обществе ангела Джибриля. Там он остановился, привязал животного к кольцу у ворот мечети и возглавил молитву остальных пророков. После этого Джибриль поднял его на небо на том же животном. Когда они достигли первого неба, Джибриль попросил ангела открыть дверь небес. Там они увидели Адама (мир ему), прародителя человечества. Пророк (ﷺ) приветствовал его, и тот приветствовал нашего Пророка (ﷺ) и выразил веру в Мухаммада (ﷺ) и его пророчество. Справа от него находились души праведников, а слева — души грешников.
Затем они вознеслись на второе небо, где встретили пророка Яхью (Иоанна), сына Закарии и Ису (Иисуса), сына Марьям (мир им).
На третьем небе находился пророк Юсуф (Иосиф, мир ему), а на четвертом – пророк Идрис (Енох, мир ему). Все они приветствовали нашего Пророка (ﷺ).
Когда они достигли пятого неба, там был пророк Харун (Аарон, мир ему), а на шестом они встретили Мусу (Моисея, мир ему). Когда они уже покидали его, Муса начал плакать. Когда его спросили о причине плача, Муса (мир ему) ответил, что он плачет, поскольку знает, что Пророк Мухаммад (ﷺ) сможет привести к вере больше человек, чем смог он.
Тогда Пророк (ﷺ) и ангел Джибриль устремились на седьмое небо, где находился Ибрахим (Авраам, мир ему).
После этого Пророк Мухаммад (ﷺ) был доведен до Сидрат аль-Мунтаха (Лотоса крайнего предела), ему был также показан Аль-Байт аль-Ма’мур, Священный дом, который подобен Каабе на земле, его ежедневно обходят семьдесят тысяч ангелов.
После этого наш Пророк (ﷺ) оказался в присутствии Аллаха и был свидетелем божественной славы, насколько это возможно пережить человеку.
Здесь же Всевышний повелел общине Пророка Мухаммада (ﷺ) совершать пятьдесят молитв ежедневно. По возвращении Пророк (ﷺ) рассказал об этом пророку Мусе (ﷺ), и тот посоветовал ему возвратиться и просить облегчения, поскольку его последователям будет сложно совершать столько молитв. Тогда Аллах сократил количество молитв до сорока. Но Муса (мир ему) опять посоветовал просить облегчения, и количество молитв было снижено еще на десять. И так продолжалось, пока не было установлено пять молитв в день. Муса (мир ему) советовал просить еще облегчения, но наш Пророк (ﷺ) сказал, что ему стыдно просить большего облегчения.
Также рассказывается, что во время вознесения нашему Пророку (ﷺ) были предложены два золотых сосуда, один был с молоком, а другой с вином. Он выбрал сосуд с молоком и выпил его. Тогда ангел сказал, что он выбрал то, что соответствует фитре (естеству человека). Если бы он выбрал вино, его община впала бы в заблуждение.
Также во время этого путешествия Пророк (ﷺ) увидел ангела Малика, хранителя Ада, обитателей Ада и постигшие их наказания. Он также увидел некоторые из щедрот Рая и его обитателей, чудесных хур-аль-айн, прекрасных девушек, которые будут женами обитателей Рая.
Некоторые ученые сказали, что путешествие заняло около одной трети ночи.
Рассказ о чудесном путешествии вызвал среди жителей Мекки большой переполох. Даже некоторые мусульмане впали в сомнение, а неверующие стали смеяться над ним, говоря: «Обычно люди проходят такой путь за месяц, а ты говоришь, что проделал его всего за одну ночь». Они обратились к Абу Бакру: «Посмотри, что говорит твой товарищ — что он смог за одну ночь съездить в Иерусалим и вернуться оттуда». Однако Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) ответил, что он полностью доверяет правдивости Мухаммада (ﷺ) – «Если я верю, что к нему спускается ангел с неба, то как я не могу поверить, что он может отправиться в Иерусалим и вернуться оттуда за одну ночь?»
Тогда неверующие стали предлагать Пророку (ﷺ) различные вопросы, просили описать мечеть Аль-Аксу и ее окрестности, так как они знали, что он до этого никогда не был в Иерусалиме. Однако, к их удивлению, Пророк (ﷺ) в точности описал мечеть и ее окрестности. Кроме того, он сказал: «На обратном пути я видел, как некоторые ваши пастухи выпасали своих животных в таких-то местах. Некоторые искали верблюда, который убежал от них» — и он в точности описал этого верблюда. Когда эти пастухи вернулись в город, они подтвердили его рассказ. Также Пророк (ﷺ) передал им все новости о маршрутах их караванов, которые в то время были на пути в Мекку.
Для истинных правоверных мусульман не сложно поверить в чудесное Ночное путешествие. Для Всемогущего Аллаха, Который сотворил небеса и землю по Своей Воле, безусловно, не составляло труда перенести Своего Посланника (ﷺ) по ту сторону небес и показать ему Свои знамения, которые недоступны обычным людям. Неверующие, со своей стороны, отправились к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) в связи с этим событием , и он с готовностью ответил: «Да , я верю ему». После этого события он заслужил прозвище Ас- Сиддик (правдивый).
Наиболее красноречивое и наиболее краткое описание этого путешествия выражено в словах Аллаха: «… для того, чтобы мы могли показать ему (Мухаммаду) наши аяты (доказательства, знаки)» (17:01).
*****
Эту ночь хорошо провести в поклонении Всевышенему, читая Коран, зикр, совершая желательные (нафиль) намазы, а завтра держать пост ради довольства Аллаха.
Муслима (Аня) Кобулова
По материалам сайта jamiat.org.za
jamiat.org.za