Чтобы наставить Своих рабов на истинный путь, Всевышний Аллах избирает из них самих тех, кто выделяется особыми чертами характера и способностями, и возлагает на этих праведных людей обязанность быть наставниками.
Человек по своей природе подвержен влиянию сильных личностей, то есть в нем заложена потребность следования примерам, которые бы направляли его к Создателю и истинной вере и, воздействуя на его разум и сердце, давали бы духовное воспитание. Поэтому Всевышний Создатель ниспосылал не только священные писания, но также избранных людей, предназначенных для наставления человечества, которые оставляли после себя глубокий духовный след — пророков, и идущих по их следам аулия (праведников). Пророки и аулия отличались такими превосходными качествами, что даже враги не могли говорить о них плохо. Сколько людей через них обратились к Творцу и Истине, и были удостоены Имана. Таковыми былии благородные сподвижники, которые, оказавшись под влиянием выдающейся личности Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва салям), являющегося живым воплощением Корана, обрели веру и сплотились вокруг него. Вместо диких людей, которые заживо закапывали своих дочерей, появились личности, вписавшие лучшие страницы в историю Ислама.
В связи с этим важнейшей обязанностью тех, кто обладает иманом, ихлясом (искренним благочестием), таква (богобоязненностью), является воспитание в себе качеств, достойных Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва салям). Верующие, обладающие такими чертами, становятся магнитами, притягивающими других к истиной вере. А те, кто лишен этих качеств, сами того не зная, могут стать причиной отвержения религии другими людьми. Об этой истине Мавляна Джалалетдин Руми (да помилует его Аллах) рассказывал так:
«Во времена Баязида Бистами (да помилует его Аллах) жил один огнепоклонник. Однажды один мусульманин сказал ему: «Почему бы тебе не стать мусульманином, чтобы обрести спасение, приобрести почет и высокое положение в обществе…»
Огнепоклонник ответил: «О человек, желающий моего спасения, хотя я не говорю открыто о своей вере, в глубине души я верю в то, во что верит Баязид . В нем есть особая красота и духовность. Моя душа еще не приняла до конца вашу религию, но превосходство веры Баязида приводит меня в восторг. Это особенный человек, который превосходит всех своими качествами, обладает тонкой, светлой и проницательной душой.
Если ты зовешь меня уверовать так, как верите вы, это не для меня… Я не хочу верить так, как верите вы. Ведь если в ком-то возникнет тысяча желаний уверовать, то столкнувшись с вашей жестокостью и грубостью, эти желания потухнут и впредь не возникнут вновь. Ведь мы видим в вас не Ислам, а лишь его название его, один только ярлык. Это так же бессмысленно и поразительно, как смотреть на бесплодную пустыню и представлять, что она родит цветники и сады …
Как мне кажется, все притяжение и свет имана есть в имане Баязида. Если капля его имана упадет в пустыне, то станет океаном .
А ваш иман, ограниченный внешней оболочкой, остался всего лишь лицемерием. Ваш иман подобен муаззину с неприятным , бездушным голосом , который вместо пробуждения любви к вере вызывает лишь отход от нее. Если ваш иман войдет в цветущий сад, то превратит розы в сорняки.
Но если иман имама Баязида взойдет как солнце на благословенном небосводе его души и воссияет над всей вселенной, этот бренный мир до самых недр своих наполнится изумрудами, станет раем на земле, а души муминов (верующих) наполнятся файзом (светом от Аллаха). Поэтому иман и праведность Баязида пробудили в сердце моем и душе неопределимое притяжение, трепет и желание иметь такой же иман …»
Прекрасная нравственность Баязида Бистами (да помилует его Аллах), которая произвела неизгладимое впечатление на огнепоклонника, является назидательным примером для тех, кто призывает к Исламу!
Чем же так расположил к себе огнепоклонника этот великий праведник? Без всякого сомнения, любовью и преданностью Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение)… Способностью смотреть на всех созданных как бы взором Создателя, то есть уметь проявлять милость ко всем созданным…
Следующие примеры, раскрывающие духовный мир Баязида Бистами, весьма назидательны для нас.
В одном из своих путешествий Баязид Бастами (да помилует его Аллах) остановился под деревом, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы. Затем он продолжил путь. Но спустя некоторое время он увидел муравья, ползающего на его котомке. «Я лишил этого бедного муравья его родины!» — воскликнул он. И вернувшись обратно, он оставил муравья на том месте, где до этого отдыхал.
Баязид Бистами из-за любви к Всевышнему Аллаху был настолько чувствителен и проницателен, что ощущал страдания каждого создания.
Однажды он стал невольным свидетелем избиения вьючного животного, на спине которого от побоев появились кровавые рубцы. Через некоторое время у Баязида Бистами на голени также проступила кровь…
Это стало отражением одной из черт Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва салям) .
Как-то Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи ва салям), находясь в гостях у одного из ансаров, отдыхал в финиковом саду и размышлял. Верблюд, который там был, вдруг стал издавать жалобные звуки, похожие на плач, и из глаз его потекли слезы. Посланник Аллаха (Салляллаху алейхи ва салям ) подошел к верблюду, вытер его слезы и поглаживая, успокоил животное . Потом предостерег хозяина верблюда:
«Неужели ты не боишься Аллаха, который сделал тебя ответственным за этого верблюда? Смотри, он пожаловался на тебя. Ты держишь его голодным и изнуряешь непосильной работой»
(Абу Дауд, Джихад, 44).
Праведники, вобравшие в себя черты Посланника Аллаха (саллялаху алейхи ва салям ), подобно Баязиду Бистами, обладают сердцами, достигшими степени кальби-салим, и каждым своим поступком повторяют путь Пророка (мир ему и благословение). Поэтому они и те, кто следовали за ними, являются для нас обладателями образцового имана. Их приветливость в обращении подобна дуновению весны, наполняющему души радостью и спокойствием. Взгляд их вносит умиротворение в сердца. А излучающие свет лица постоянно напоминают об Аллахе. Ведь они постоянно получают вдохновение и божественное знание от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва салям).
Дурратуль-Ваизин
Перевела с турецкого Аиша Хумейра