Одно из самых сложных качеств для сердца – это способность относиться объективно и искренне к своим оппонентам, критикам и врагам, способность различать в их действиях дурное и хорошее.
Как это качество проявляется на практике, показал нам Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах. Эта история приводится в «Сахихе» аль-Бухари, в одной из глав раздела про намаза под названием «Намаз за бунтовщиками и сторонниками новшеств»:
عن عبيد الله بن عدي بن خيار أنه دخل على عثمان بن عفان رضي الله عنه وهو محصور فقال إنك إمام عامة ونزل بك ما نرى ويصلي لنا إمام فتنة ونتحرج فقال الصلاة أحسن ما يعمل الناس فإذا أحسن الناس فأحسن معهم وإذا أساءوا فاجتنب إساءتهم
От Убейдуллаха ибн Адди ибн Хияра [передается], что он вошел к Усману ибн Аффану, когда тот был заточен [в своем доме], и сказал ему: «Поистине, ты имам, но с тобой случилось то, что ты сам видишь. В намазе нас ведет смутьян, и мы боимся греха [из-за того, что делаем намаз за ним]». И он сказал ему: «Намаз – это самое лучшее, что делают люди. И если люди делают благое, то делай это благо вместе с ними, а если они творят зло, то отстраняйся от их зла».
СубханаЛлах! Он сказал так о тех людях, которые взбунтовались про него, захватили город Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), заточили его в доме, а затем убили.
Зная все последующие события, понимая, какой урон все это нанесло умме, наблюдая по сей день последствия той фитны, невозможно читать этот хадис со спокойным сердцем.
Он показывает, какое место занимал намаз в жизни людей. Для этого поколения намаз был важнее всего, а все остальное было второстепенным.
Факихи выводят много шариатских решений из этой истории: и о значимости джамаат-намаза, и о дозволенности намаза за грешником, и о дозволенности намаза за бунтовщиками и сторонниками дурных новшеств, о чем делает вывод сам имам аль-Бухари.
Но для нас, конечно, самым главным должен быть нравственный урок, заключенный в этих словах великого сподвижника.
Наш учитель муфтий Ибрахим Десаи, даммат баракатух, поясняет этот хадис так: «Это и есть искренность (ихляс), чья цена так тяжела для нафса».
Абу Али аль-Ашари