Сорок хадисов об адабе. Имам аль-Байхакы
Сорок хадисов об адабе. Хафиз аль-Аляи
Имам аль-Байхакы
Так как изначальная книга, из которой аль-Хафиз аль-Аляи выбрал сорок хадисов, была написана имамом аль-Байхакы, то имеет смысл также привести и его биографию.
Имам, хафиз, шейх аль-Ислам Абу Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани родился в 384-м году по хиджре в месяц Шаабан в местечке Байхак, что в двенадцати километрах от Нишапура. С тех пор он стал известен как аль-Байхакы.
Он был учеником известного хафиза аль-Хакима Абу Абдуллаха и Абу аль-Хасана Мухаммада ибн аль-Хусейна аль-Аляви, ученика Абу Хамида аш-Шарки.
Хафиз Абдуль-Гафир ибн Исма пишет о нем в работе «Тарих»:
«Байхакы был образцовым ученым: он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота. Факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве.
Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел даже своего учителя, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхакы записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и освоил его. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль-Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов.
Многие ученые просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге «Аль-Марифа», эти уроки посещали многие имамы».
Абу аль-Маали, имам аль-Харамайн, аль-Джувайни сказал о нем:
«Любой факих-шафиит обязан имаму Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхакы, который, напротив, сам оказал ему услугу, написав книги, которые поддерживают шафиитский мазхаб и утверждают его подлинность».
Имам Захаби так комментирует эти слова Абу аль-Маали:
«То, что сказал Абу аль-Маали, – истина. Ведь, если бы имам Байхакы захотел создать свой собственный мазхаб, ему бы это было под силу, так как он владел всеми необходимыми для этого качествами и знаниями, включая всеобъемлющее знание в области различающихся мнений (ихтиляф)».
Известные учителя аль-Байхакы:
- Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зияди, факих.
- Абдуллах ибн Юсуф аль-Асбахани.
- Абу Али ар-Рузбари.
- Абу Абдур-Рахман ас-Суллями.
- Абу Бакр ибн аль-Фурак, теолог (мутакаллим).
- Хамза ибн Абдуль-Азиз аль-Мухалляби,
- Абу Бакр аль-Хаййири, кадий.
- Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки.
- Абу Саид ас-Сайрафи.
- Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка.
- Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини, суфий.
- Абу ат-Таййиб ас-Салюки.
- Хилал аль-Хаффар.
- Абу аль-Хусейн ибн Бишра.
Труды имама Байхакы
- «Сунан аль-кабир» [«Большой сборник хадисов»]. В десяти томах. Это его главный труд. Никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве.
- «Маарифа ас-Сунан уаль-асар» [«Знание хадисов и асаров»]. В четырех томах. Этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита. Такиюддин ас-Субки говорит, что этой книгой Байхакы хотел показать широту знаний имама Шафии в области хадиса.
- «Аль-Асмаа уас-сыфат» [«Имена Аллаха и Его атрибуты»]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего, подобного этому». [Книга издана в наши дни с предисловием и примечаниями имама аль-Кавсари]
- «Китаб аль-му’такъад» [или «Китаб аль-и’тикад»] [«Книга о вероубеждении»].
- «Аль-Ба’ас [уан-нушур»] [«Воскрешение и Судный День»].
- «Ат-Таргиб уат-тархиб» [«Призыв к благому и предостережение от дурного»].
- «Ад-Да’уат аль-кабир» [«Большая молитвенная книга»].
- «Ад-Да’уат ас-сагир» [«Малая молитвенная книга»].
- «Аз-Зухд» [«Аскетизм»].
- «Аль-Хиляфият» [«Различные мнения»]. В трёх томах. О разночтениях или разных мнениях факихов. Ас-Субки пишет, что такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса.
- «Аль-Мабсут фи нусус аш-Шафи’и» [«Подробное изложение текстов-доказательств, использованных имамом аш-Шафии»]. В двух томах. Обоснования шафиитского мазхаба – первая книга такого рода.
- «Даля’иль ан-нубувва» [«Доказательства пророчества»]. В четырех томах.
- «Ас-Сунан ас-сагир» [«Малый сборник хадисов»]. Один большой том.
- «Шу’аб аль-иман» [«Ветви веры»].
- «Аль-Мадхаль иля-с-Сунан» [«Введение в Сунну»].
- «Аль-Адаб» [«Книга по этике»].
- «Фада’иль аль-авкат» [«Достоинство отдельных периодов времени для поклонения», две брошюры].
- «Аль-Арба’ин аль-кубра» [«Большой сборник сорока хадисов»].
- «Аль-Арба’ин ас-Сугра» [«Малый сборник сорока хадисов»].
- «Ар-Ру’я» [«Книга снов»].
- «Аль-Асра’а» [«Книга о перенесении Пророка в Байт аль-Мукаддас»].
- «Манакиб аш-Шафи’и» [«Безграничные достоинства имама аш-Шафи’и»].
- «Манакиб Ахмад» [«Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля»].
- «Фада’иль ас-сахаба» [«Достоинства сподвижников»].
Его ученики
- Абу Исмаиль аль-Ансари.
- Его сын, Исмаиль ибн Ахмад аль-Байхакы.
- Его внук, Убайдуллах ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхакы.
- Хафиз Абу Закарийя Яхья ибн Мандах.
- Абу Абдуллах Мухаммад ибн аль-Фадль аль-Фурави.
- Захир ибн Тахир аш-Шахами.
- Абу аль-Маали Мухаммад ибн Исмаиль аль-Фариси.
- Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Даххан.
- Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари и его брат.
- Абдуль-Хамид ибн Мухаммад аль-Хувари.
- Абу Бакр Абдур-Рахман ибн Абдуллах ибн Абдур-Рахман аль-Бухайри ан-Нисабури.
Он отошел в мир иной в возрасте 74-х лет в Нишапуре, 10-го Джумада аль-уля в 458-м году по хиджре (1055). Его тело перевезли в Байхак (в то время это занимало около двух дней пути), где он и был похоронен.
Да смилостивится над ним Аллах, и да будет Он им доволен. Амин.
Сорок хадисов об адабе. Адаб: определение и значимость
Абу Али аль-Ашари
55240