Хвала Аллаху, пославшему господина посланников для усовершенствования нрава, мир и благословение наставнику наставников и учителю учителей, а также всем его сподвижникам и его роду.
После окончания работы над книгой «Сорок хадисов о женщинах» и ее издания стало ясно, что этот жанр, а именно перевод хадисов с некоторыми пояснениями и попыткой применить их к современности и нашей повседневной жизни на основе слов ученых, очень востребован.
А еще мы можем так понять, что в наставлениях Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и в его наследии есть все решения для проблем, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. И это помогает наполнить нашу жизнь благодатью, ведь нет ничего более сложного, чем соблюдение Сунны в эти трудные времена.
Одной из величайшей Сунн Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), безусловно, является его благой нрав, и о его значимости сказал сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):
«Я был послан для усовершенствования благого нрава».
Именно этого благого нрава не хватает нам всем.
На протяжении уже многих лет, когда так или иначе сталкиваешься с мусульманами, особенно с молодежью, в реальной жизни или получая вопрос в интернете, степень невоспитанности людей поражает.
И я не говорю про высокий «адаб», когда человек думает об Аллахе каждый миг или ложится спать в состоянии омовения. Я говорю о вещах, которым вроде бы родители должны обучать в детстве: некрасиво чавкать во время еды, не следует разговаривать с набитым ртом и так далее. Но, к сожалению, хамство и невоспитанность становятся уже постоянными и непреходящими явлениями.
Самое поразительное – что это никуда не уходит даже с приобретением знаний в религии: невоспитанность лишь укореняется и становится частью характера человека, который считает для себя нормальным обсуждать шариатские темы, оперируя лексикой, которая больше подходит для подворотни, или критиковать в «блатной» форме ученых и других людей, которые не разделяют его точку зрения.
Если раньше это было характерно лишь для некоторых ваххабитских групп, в частности, для мадхалитов, то сейчас это постепенно переходит и к Ахлю-с-Сунна.
Поэтому тема этики и адаба автору кажется крайне актуальной и нужной.
И для исправления, в первую очередь, самого себя автор решил выбрать для перевода и комментирования сорок хадисов об адабе (этике), которые были выбраны Хафизом аль-Аляи, рахимахуллах, из книги имама аль-Байхакы, рахимахуллах, «Аль-Адаб» – книги, которая посвящена этике в разных областях жизни мусульманина.
Хафиз аль-Аляи, рахимахуллах, передал сорок хадисов с иснадами до имама аль-Байхакы, и мы, иншаАллах, будем переводить их так же, комментируя по мере возможности каждого передатчика, а одного из них в произвольном порядке будем более подробно описывать в самом хадисе, чтобы видеть воплощение адаба Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) в самих этих мухаддисах и имамах, которые сохранили Сунну и донесли ее до нас.
Аль-Хатыб аль-Багдади, рахимахуллах, в великой книге «Аль-Джами` ли ахляк ар-рави ва адаб ас-сами’»[1], которую он написал для исправления нравственных изъянов тех, кто изучает хадис, в чем он увидел опасную болезнь своего времени, сказал:
«От Ибн аль-Мубарака: «Махляд ибн аль-Хусейн сказал мне: «Мы больше нуждаемся в адабе, чем в хадисе»».
Также аль-Хатыб аль-Багдади[2] привел слова Абу Закарии аль-Анбари:
«Знание без адаба подобно огню без дров, а адаб без знаний подобен душе без тела».
И мы просим у Всевышнего Аллаха, чтобы эта работа стала средством исправления для самого автора и для всех читателей, и просим у Аллаха через благодать Его любимца и нашего господина Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и благодать всех имамов и праведников, имена которых встретятся в этой книге, улучшить нас и наш нрав. Амин.
[1] С. 12.
[2] Там же.
Абу Али аль-Ашари