Сорок хадисов об адабе. Введение
Хафиз Салахуддин аль-Аляи
Традиция составления сборников из сорока хадисов на разные темы – это древняя традиция среди исламских ученых, и они составили множество подобных сборников, самым известным из которых, безусловно, является «Сорок хадисов» имама ан-Навави.
В основе этой традиции лежит хадис, который передается от Абу Саида аль-Худри:
مَن حَفِظَ عَلَى أُمَّتِي أَربَعِينَ حديثا مِنْ أمْرِ دينِها بعثه الله يوم القيامة في زمرة الفقهاء و العلماء
«Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов о ее религии, того Всевышний Аллах воскресит в Судный день среди факихов и ученых»[1].
И имам ан-Навави, рахимахуллах, указывает, что, хотя этот хадис и считается слабым, ученые практикуют его и составляют книги, в которых собирают сорок хадисов, связанных с разными аспектами религии, надеясь, что на них будет распространяться обещание, изложенное в этом хадисе.
В числе таких ученых – Хафиз Салахуддин Абу Саид аль-Аляи ад-Димашки аш-Шафии аль-Ашари, рахимахуллах, который не очень известен широкой аудитории, в отличие от имама аль-Байхакы. Он может быть знаком разве что тем, кто так или иначе сталкивался с разными ответвлениями науки о хадисе, где его имя часто упоминается.
Поэтому необходимо немного рассказать об этом великом имаме, который был специалистом в хадисе, тафсире, фикхе, грамматике и других науках.
Аль-Хафиз, рахимахуллах, родился в 694-м году по хиджре в Дамаске и начал там же изучать шариатские знания. Затем он отправился в путешествие на пути получения знания, потом перебрался в аль-Кудс (Иерусалим), где и скончался в 761-м году по хиджре.
На протяжении своей жизни он был преподавателем в разных религиозных школах в разных городах исламского мира, где преподавал науки хадиса, таких как ан-Насырия и аль-Асадия. Потом в итоге он переехал в аль-Кудс в школу ас-Салахия и был шейхом аль-хадис в «Дар аль-Хадис ас-Сейфия».
Субки сказал о нем:
«Он был хафизом и знатоком науки о передатчиках (ильм ар-риджаль) и науки о скрытых изъянах и недостатках хадисов (аль-иляль), знатоком литературы: как поэзии, так и прозы. Он был ашаритом, то есть суннитом с правильной акыдой, и после него не было равных ему в хадисе»[2].
Его учителя
Хафиз аль-Аляи был муххадисом, а это предполагает большое количество шейхов и учителей, общее количество которых у него достигло примерно семи сотен.
И его первым учителем считается Хатыб Шарафуддин аль-Фазари, у которого он начал слушать сборники аль-Бухари и Муслима.
Но самым известным его учителем, безусловно, является имам аль-Миззи, который был хафизом и имамом в области хадиса. Это автор двух книг, которые вплоть до наших дней наиболее востребованы в своей области, а именно «Тазхиб аль-камаль» и «Тухфа аль-ашраф». Также он был учителем имама аз-Захаби.
Среди его учителей были Ибн Таймийя, Ибн аз-Замликани и другие.
Его ученики
Среди них следует выделить Хафиза Умара ибн Али ибн аль-Муллакина (умер в 804-м г.), который был учителем Ибн Хаджара аль-Аскаляни.
Его учениками были и великий муфассир и муххадис Ибн Касир, аль-Файрузабади и другие.
Его книги
Среди его книг можно выделить:
Эта книга посвящена хадисам мурсаль и вопросам, связанным с ними. Читателям она должна быть известна по упоминанию устаза аль-Кавсари.
Эта книга написана вокруг одного хадиса, который известен как хадис «Зуль-ядейн», в котором речь идет о том, как однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) забыл количество ракаатов, и человек по имени Зуль-ядейн указал на это. И аль-Хафиз аль-Аляи из одного этого хадиса выводит столько всего полезного и мудрого во всевозможных областях наук: и в акыде, и в усуле, и в фикхе, и в лингвистике, и в нравственности. Это прекрасный пример работы имама.
Эта книга посвящена правилам и принципам фикха согласно шафиитскому мазхабу.
Это сборник разных небольших работ аль-Хафиза по хадису и фикху. Студентам следует обратить внимание на его исследование хадиса касательно поста в течение шести дней после Шавваля, которая демонстрирует его глубокое знание науки о передатчиках и других сложных тем.
Имам написал и множество других книг, мы выше выделили лишь некоторые из них.
Умер аль-Хафиз в 761-м году в Кудсе и похоронен на кладбище, известном как Баб ар-Рахма.
Абу Али аль-Ашари
[1] Аль-Байхакы, Шуаб аль-Иман, 2/270. Имам аль-Байхакы сказал после этого хадиса: «Этот хадис известен людям, но у него нет достоверного иснада».
Для более подробного изучения степени достоверности этого хадиса см. «Талхис аль-хабир» (3/93, хадис № 1375) и «Аль-Макасид аль-хасана» Хафиза ас-Сахави (с. 480, хадис № 11150).
[2] Табакат аш-Шафиия, 10/36.
Сорок хадисов об адабе. Имам аль-Байхакы