-12-
Сделай размышление о смерти (муракабат аль-маут) обязательным для себя.
Смерть — это один из самых надежных наставников, которые только могут быть у салика, и своей неизбежностью и неотвратимостью она может отрезвить даже самого отъявленного грешника, если почва его сердца способна принять семена ее наставлений.
К сожалению, у многих эта почва совсем высохла, и даже смерть становится событием, которое можно высмеять и над которым можно подшутить.
Те, кому приходилось посещать тазиаяты (соболезнование умершим), знают, что родственники и близкие умершего, которые сидят во дворе, принимая гостей, приехавших выразить соболезнования, большую часть времени заняты праздными беседами: они обсуждают политику, рассказывают анекдоты и судачат о сплетнях, прерываясь на суру «Аль-Фатиха», когда приходит новый гость.
Даже смерть перестала страшить людей.
И мы все, безусловно, много читали, как великие праведники при упоминании смерти или Судного дня теряли сознание, но автору этих строк посчастливилось увидеть такое самому лично. В одной из утренних молитв имам дошел до следующих слов в суре «Аль-Кыяма»:
وَوُجُوهٌ يَوْمَئِذٍ بَاسِرَةٌ ﴿٢٤﴾ تَظُنُّ أَن يُفْعَلَ بِهَا فَاقِرَةٌ ﴿٢٥﴾ كَلَّا إِذَا بَلَغَتِ التَّرَاقِيَ ﴿٢٦﴾ وَقِيلَ مَنْ ۜ رَاقٍ ﴿٢٧﴾ وَظَنَّ أَنَّهُ الْفِرَاقُ ﴿٢٨﴾ وَالْتَفَّتِ السَّاقُ بِالسَّاقِ ﴿٢٩﴾ إِلَىٰ رَبِّكَ يَوْمَئِذٍ الْمَسَاقُ ﴿٣٠﴾ فَلَا صَدَّقَ وَلَا صَلَّىٰ
Перевод смысла: «Другие же лица в тот день будут омрачены. (24) Они убедятся о том, что их поразит беда. (25) Но нет! Когда душа достигнет ключицы, (26) будет сказано: «Кто же прочтет заклинание?». (27) Умирающий поймет, что наступило расставание. (28) Голень сойдется с голенью (тяготы мирской жизни объединятся с тяготами последней жизни или голени человека будут сложены вместе в саване), (29) и в тот день его пригонят к твоему Господу. (30) Он не уверовал и не совершал намаз» (Благородный Коран, 79:24-31).
И один старый дедушка начал плакать и через какое-то время рухнул без сознания в первом ряду.
Такого рода примеры должны служить для нас внутренним духовным камертоном, по которому мы определяем свое состояние и степень погруженности в этот мир.
Досточтимый шейх Саид Афанди, куддиса сирруху, в «Сокровищнице» подробно рассказал о духовной связи салика со смертью, и, кто пожелает, может обратиться к этой книге.
Абу Али аль-Ашари