Что такое гордость? Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, в сердце у которого есть хоть капля гордости, не войдет в Рай». Один из присутствующих спросил: «Относится ли это к тем людям, которые любят хорошую одежду и обувь?» Пророк (ﷺ) ответил: «Поистине, Аллах прекрасен и Он любит красивое» (Муслим).
Гордость может быть у человека и в вопросах религии, и в мирских делах. Человек может гордиться своими материальными благами, имуществом (автомобилем, домом, мебелью). Ученый, занятый распространением религии, может гордиться своим красноречием, умением хорошо читать Коран, своими обширными познаниями. Если алим (ученый) не придает никакого значения своим знаниям, даже если они в самом деле велики, это большое достижение. Равно как и простой человек, который поклоняется Аллаху и послушен Ему, считает себя ничем, он также находится на правильном пути.
Когда же человек пробуждает в себе гордость, он опускается до такой степени, что он будет лишен аромата Рая, который можно будет почувствовать на расстоянии пятисот лет пути. Самая худшая форма гордости – когда человек много думает о себе, хотя у него вообще нет никаких для этого оснований.
Всевышний Аллах говорит в Коране о создании человека:
«Он лучше (всех) знает о вас, когда Он создал вас [вашего праотца Адама] из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» (53, 32)
Когда ребенок находится утробе матери, он питается за счет ее организма. Когда ребенок рождается, он слаб и беспомощен, он не может сам есть, пить, ходить и т.д.
В другом аяте Корана сказано:
«И (только) Он [Аллах] – Тот, Который устроил для вас слух, зрения и сердца [разум]; (и) как мало вы благодарны (Ему за эти Его благодеяния)!» (23, 78).
Если человек пребывал в таком состоянии до своего прихода в мир и все, что у него есть, — это дары Всевышнего, то чем он может гордиться?
Событие, произошедшее с Аязом
Аяз был любимым советником великого султана Махмуда Газневи за свои многочисленные достоинства. Остальные придворные завидовали ему, и однажды кто-то из них пришел к султану и доложил, что Аяз крадет из государственной казны. Правитель ответил, что такого не может быть. Министры объяснили, что Аяз зачем-то открывает ящик с казной в два часа ночи, это и доказывает, что он оттуда что-то берет. Тогда они решили проследить за Аязом: они увидели, что во втором часу ночи, как обычно, он открыл сейф, где лежала царская казна. Он вынул оттуда свою старую одежду, которую носил когда-то раньше, надел ее на себя и сказал себе: «О, Аяз, не забывай свого прошлого!» (имея в виду, что его высокое положение не должно вызывать у него гордости).
«Ты должен считать себя хуже всех людей»
Мауляна Абдул Хамид (индийский ученый) говорил, что многие социальные проблемы, существующие в обществе, являются результатом гордости. Из-за гордости люди издеваются над другими, смотрят на других свысока.
Как сообщается, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Кто унижает себя ради довольства Аллаха, того Аллах возвысит». Это означает, что люди будут уважать человека, который имеет смирение. Напротив, Аллах унизит человека, который обладает гордостью.
Ученые тасаввуфа говорили, что человеку следует ежедневно обращаться к себе с такими словами: «В настоящее время ты хуже всех мусульман, а в отношении будущего – может быть, даже кафиры и животные окажутся в лучшем положении, чем ты». Вполне возможно, что неверующего Всевышний одарит иманом, а нас наоборот, лишит имана перед смертью (да убережет Аллах). Человек, лишенный имана, навсегда окажется в аду, в то время как животные вообще будут превращены в пыль, так что они окажутся даже в лучшем положении. Человеку следует повторять эти слова как можно чаще, чтобы он осознал их реальность.
Шейхуль-хинд (мауляна Махмуд аль-Хасан) рассказывал об одном умершем индуисте. Ему приснился сон, что этот индиец оказался в раю, и он спросил его: «Как ты оказался здесь, ведь ты был язычником?» На что тот ответил: «Я произнес те слова, которые были раньше невозможны для меня» (т.е. шахаду).
Мауляна Санави говорит: «Если Всевышний Аллах предоставит мне такое место в Раю, куда обитатели Рая будут ставить свою обувь, я буду считать это великим приобретением. Может быть, я буду недостоин даже этого, но я надеюсь на это по милости Аллаха».
Это было смирение великой личности, у которого было много учеников, он был автором многих книг и святым (вали) своего времени. Такое поведение должно быть примером для нас, все праведные предки заботились о том, чтобы гордость не проникла в их сердце.
Случай с шейхом Ахмадом Рифаи (рахимахуллах)
Уважаемый шейх однажды отправился на зиярат к могиле Пророка (ﷺ). Подойдя к могиле, шейх поприветствовал Посланника Аллаха (ﷺ), и Пророк (ﷺ) ясно ответил на его приветствие, после чего Пророк (ﷺ) подал шейху свою благословенную руку, так что шейх имел честь коснуться руки Посланника Аллаха (ﷺ). Это событие видели около семи тысяч человек. Сразу после этого шейх лег на землю, позволяя окружающим наступать на него, показывая тем самым, что он не великий человек, а ничтожный раб Аллаха.
Мауляна Абдуль Хамид Сахиб (рахимахуллах) объясняет это так: если человеку оказывается такая честь, что он может увидеть самого Пророка (ﷺ), то в его сердце может проникнуть гордость, и он будет считать себя великим человеком.
Хазрат мауляна Абдул Хамид Сахиб объясняет это с помощью примера. У одного человека была лошадь, которая причиняла своему хозяину неудобства в течение двадцати лет. Владелец был очень расстроен, так что он отдал животное аукционисту (чтобы тот продал ее) . Когда аукционист начал хвалить животное, владелец попросил аукциониста вернуть ему этого коня, так как он больше не хотел продавать его. Аукционист спросил владельца: «Ты забыл двадцать лет беспокойств, которые причиняла тебе эта лошадь, из-за нескольких похвал ?» Точно так же и мы забываем наши грехи и считаем себя святыми, когда нас хвалят люди.
Хазрат мауляна объясняет, что если похвалы или порицание людей оказывают влияние на нас, то это явный признак того, что в нас присутствует гордость. Однако, если похвалы и критика не влияют на нас, то мы находимся на верном пути.
Пусть Аллах, Субханаху ва Та’аля очистит нас от всех духовных болезней, в частности, от смертельно опасной болезни. Амин!
http://jamiat.org.za