Намерение – это волшебное средство, которое превращает песок в золото. В хадисе сказано: «Все дела оцениваются по намерениям».
Иногда эти слова понимают в том смысле, что благие намерения оправдывают плохие поступки. Разумеется, это неправильно. Грех всегда остается грехом, независимо от того, каким намерением руководствовался человек. Если кто-то берет чужое с намерением помочь бедным, все равно, он остается вором и заслуживает наказания. Его добрые намерения не принесут ему никакой пользы, и они не оправдывают его грех.
Данный хадис нужно понимать следующим образом:
Доброе дело заслуживает вознаграждения, только если совершено с правильным намерением. К примеру, если человек совершает намаз с целью добиться довольства Аллаха, он заслуживает награды. Если же он совершает намаз, чтобы произвести впечатление на других, то, вместо награды, заслужит лишь наказание.
Вторая интерпретация вышеприведенного хадиса, которая и является сейчас предметом нашего обсуждения, такова: есть множество дозволенных поступков (мубах), которые сами по себе не заслуживают ни награды, ни наказания. Но если мы совершаем их с благим намерением, они становятся действиями поклонения и заслуживают вознаграждения.
К подобным действиям относится, к примеру, принятие пищи. Если человек будет есть не просто для утоления голода, а чтобы набраться сил для поклонения Аллаху и совершения полезных дел, принятие пищи станет поклонением. Аналогично, если человек будет есть с намерением позаботиться о своем организме, который является даром Аллаха людям, или он просто будет есть с удовольствием, благодаря Всевышнего за Его дары и милость к людям, это также заслуживает вознаграждения.
Любое действие (кроме запретных), совершенное с благим намерением, будет заслуживать награды. Поясним нашу точку зрения:
Получение дозволенного заработка, будь то в торговле, сельском хозяйстве, промышленности или сфере услуг, если эта работа выполняется с намерением исполнения обязанностей по отношению к своей семье, станет поклонением. Если человек тратит этот заработок, кроме удовлетворения потребностей своей семьи, еще и на помощь бедным и другие полезные дела, он зарабатывает дополнительную награду.
Когда человек получает образование с намерением принести людям пользу через свои знания, он получает вознаграждение, не имеет значения – религиозные это будут знания или светские. Студент, получающий религиозное образование с целью распространения Ислама, или студент-медик, желающий стать врачом, чтобы облегчать человеческие страдания, одинаково заслуживают награды.
Честный торговец, к примеру, торгующий одеждой, чтобы дать возможность людям исполнить свой религиозный долг – прикрыть свой аурат, также заслуживает награды.
Аналогично правительственный служащий или чиновник, который старается честно исполнять нужды людей, которые обращаются к нему, будет вознагражден.
Таким образом, каждая профессия становится богоугодной при наличии правильного намерения.
• Если человек надевает красивую одежду не для того, чтобы похвастаться перед окружающими, а чтобы порадовать их взор и поблагодарить Аллаха за дарованную Им милость, это поклонение.
• Если человек дает своим детям хорошее воспитание и относится к ним одинаково хорошо и с любовью, потому что это Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение), это поклонение.
• Если человек помогает своей жене в домашней работе, а это также Сунна, то это поклонение.
• Просто любящий разговор с женой и детьми есть Сунна нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), следовательно, это также богоугодное действие.
• Принятие гостей в соответствии с Сунной есть поклонение.
• Если человек сажает дерево, чтобы оно в один прекрасный день порадовало других людей, или было полезно людям или животным, это очень хорошее дело.
• Если женщина надевает красивое платье и украшения, чтобы порадовать мужа, или наоборот, муж носит чистую и аккуратную одежду, чтобы сделать приятное жене, оба они совершают благое дело.
• Если человек просто отдыхает, чтобы набраться сил для полезной работы, это достойный поступок.
• Даже если мы просто проверяем время на часах, чтобы не пропустить время намаза или чтобы не опоздать на работу или важную встречу, это также поклонение.
Имам аль-Газали пишет в своей книге «Ихья улюм ад-Дин», что любое дозволенное действие, совершенное с правильным намерением, заслуживает награды. Даже если муж и жена доставляют друг другу удовольствие, исполняя супружеский долг, чтобы порадовать друг друга и защитить друг друга от греха и незаконных связей, это также акт поклонения.
Это лишь некоторые примеры из повседневной жизни, через которые мы можем заработать множество наград.
Хазрат муфтий Таки Усмани
http://jamiat.org.za/