Одним из первых шагов на пути к Всевышнему является поиск прощения от неправильных действий, которые мы совершили в прошлом. Каждый раз, когда мы грешим, не подчиняемся Аллаху, нарушаем Его заповеди, мы добавляем новый слой грязи на наше сердце. Результатом этого является то, что когда мы пытаемся делать зикр или другие акты поклонения, мы не можем в полной мере совершать их, поскольку наши грехи становятся между ними и нашим сердцем. Вот почему, несмотря на выполнение нами ежедневных богослужений, чтения зикра, салавата, мы не можем в полной мере воспользоваться преимуществами этих действий.
Если вы прочитаете инструкцию на упаковке с клеем, там будет сказано, что поверхности, на которые наносится клей, должны быть чистые, чтобы их соединение было надежным. Причина проста – если между двумя поверхностями будет грязь, надежной связи между ними не получится.
То же самое относится к нашим отношениям со Всевышним. Пока на нашем сердце будет слой грязи, у нас не будет тесной связи с Ним.
Что нам нужно сделать, чтобы уменьшить влияние греха на нашу жизнь? Вот некоторые практические советы:
1) Отделите себя от плохого общества. Каждый несет ответственность за плохие действия, но наше окружение сильно влияет на решения, которые мы принимаем, и может подталкивать нас ко греху. Имам Газали пишет, что влияние плохого товарища хуже, чем укус змеи – яд змеи убивает только тело, влияние плохого товарища убивает наш иман. Далее он говорит, что плохой спутник даже хуже шайтана, шайтан может внушать нам побуждение ко греху, но не он заставляет нас действовать. Именно наши собственные действия воплощают в жизнь плохие побуждения и мысли. Но когда плохой друг подталкивает нас ко греху, он не только внушает нам дурные мысли, он хватает нас за руки и тянет нас ко греху.
2) Как только мы осознаем, что совершили грех по отношению ко Всевышнему Аллаху, мы должны обратиться к Нему с искреннем раскаянием. Однако множество раз мы можем не сразу осознать свою ошибку или упорствовать в ее совершении, поэтому нам следует покаяться два раза:
Совершить тауба за наше неповиновение
И покаяться за наше промедление в совершении тауба.
3. Осуществление нарушенных нами прав тоже является частью тауба.
Часть нашего покаяния заключается в просьбе о прощении перед Аллахом, но мы также должны соблюсти те права, которые оказались нами нарушены. Некоторая часть грехов представляет собой нарушение прав Самого Аллаха – это пропуск намазов, постов, невыплаченный закят и т.д. Следовательно, нам нужно восполнить это. Другие грехи – это нарушение прав рабов Аллаха – к примеру, если мы присвоили чужое имущество, нужно возместить его, извиниться, если мы оскорбили кого-то или сказали о ком-то дурно и пр.
4. Что обычно удерживает человека от совершения тауба? Мы все совершаем грехи и ошибки (да помилует нас Аллах), но иногда шайтан обманывает нас, подсказывая нам следующие мысли: «У меня столько грехов, разве Всевышний простит меня? Нет смысла в совершении тауба». Не концентрируйтесь на ваших грехах, какими бы многочисленными и тяжелыми они не были, думайте о Том, к Кому вы обращаетесь за прощением – насколько Он совершенен и милостив!
5. Распространенная жалоба после совершения тауба.
«Я покаялся, но никак не могу забыть о том плохом поступке, который я совершил». Если ваше покаяние было искренне, воспоминания о грехе со временем исчезнут. Сосредоточьтесь на совершении праведных деяний, чтобы ваши плохие воспоминания сменились хорошими, смените наущение шайтана на поминание Аллаха.
Да простит нас всех Аллах.
Источник: ilmgate.org