Жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) (14)
Сафийа бинт Хувей (радыйаллаху ‘анха) была еще одной счастливицей, удостоившейся стать матерью всех правоверных после освобождения из плена… Она стала одной из величайших сподвижниц Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), после того как выбрала Аллаха и религию Ислам, оставив свой неверный народ… Она была скромной, умной, вежливой и отзывчивой женщиной… Образец тактичности и терпимости…
Она происходила из рода пророка Харуна (алейхиссалям). Ее отцом был Хувей ибн Ахтаб, глава Бани Надир – одного из иудейских племен. Ее мать Барра бинт Самран принадлежала известному роду Бани Курайза. Таким образом, и по отцовской, и по материнской линии Сафийа (радыйаллаху ‘анха) имела благородное происхождение. Родилась она в Медине.
После того как иудеи поступили предательски, нарушив заключенное при Хайбаре соглашение, их изгнали в Хайбар. Вместе со своим народом была изгнана и Сафийа.
Благодаря совему прекрасному нраву и авторитету их семьи в этом племени, Сафийа пользовалась уважением и любовью жителей Хайбара. Ее помолвили с первым поэтом Хайбара и командиром Саллямом ибн Мишкемом. Когда же они расстались, она вышла замуж за Кинана ибн Абу аль-Хукайка, коменданта крепости «аль-Камус».
Однажды она увидела сон. Ей приснилось, как полная луна, пришедшая со стороны Медины, вплыла в ее комнату. Наутро она рассказала свой сон мужу. Ее рассказ внезапно вызвал гнев Кинана:
«Не хочешь ли ты уйти к повелителю Хиджаза Мухаммаду? Не хочешь ли стать его женой?» – вскричал он, а потом сильно ударил ее по лицу.
Несмотря на то, что от удара у Сафийи на лице появился синяк, она стерпела эту обиду. Ибо увиденный сон произвел на нее сильное впечатление. Она будто почувствовала, что приближается время, когда и ее озарит свет Ислама. Она поверила, что скоро ее сердце наполнится верой. Хотя судьба готовила для нее еще больший подарок, ведь ей суждено было стать не только мусульманкой, но и женой самого Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). А произошло это так.
В седьмом году хиджры Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принял решение выйти с походом на Хайбар. И там иудеи племен Бани Надир и Бани Курайза не хотели спокойно жить. Ибо и там они продолжали сеять смуту. Нисколько не считаясь с заключенным ими же договором, они вошли в сговор с Курайшитами и стали преследовать караваны мусульман.
По этой причине Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям) видел необходимым поход на Хайбар, ибо это имело целью погасить огонь раздора и нечестия в самом его очаге, сделать все их происки тщетными и обрести гарантированную безопасность для торговых караванов, следующих в Сирию. Сахабы, только недавно вернувшиеся из похода в Худайбийю, были уставшими. Но божественное повеление снизошло, и решение было принято.
Так, сахабы стали готовиться идти на Хайбар. В этом походе Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сопровождала мать всех правоверных Умму Саляма (радыйаллаху ‘анха).
Битва при Хайбаре была ожесточенной. В ней участвовал досточтимый Али (радыйаллаху ‘анху), проявивший беспримерный героизм и храбрость. Пятнадцать человек из числа мусульман стали шахидами, и было убито около ста иудеев. Много иудеев было взято в плен и захвачено большое количество трофеев. Среди пленных оказалась и Сафийа. Ее отец и муж были убиты в сражении. По окончании сражения всех пленных собрали в одной из крепостей, здесь же сложили трофеи.
Чтобы приблизить и расположить к себе некоторые рода и племена, Солнце обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям), как известно, использовал брак в качестве политического хода, не только устанавливая родственные связи со своими противниками, но склоняя их сердца к Исламу. Поэтому он пожелал увидеть Сафийю, находящуюся среди пленных. Он велел Билялю Хабаши (радыйаллаху ‘анху) привести ее
Когда Биляль (радыйаллаху ‘анху) повел Сафийю вместе с дочерью ее дяди к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), они проходили мимо тел убитых иудеев. Увидев мертвые тела, женщина, которая была вместе с Сафийей, начала кричать, раздирая себе глаза и посыпая голову землей. Вся ее одежда и волосы были перепачканы землей. Когда они вошли к Пророку милости (саллаллаху алейхи ва саллям) и он узнал от Биляля (радыйаллаху ‘анху), что произошло, то сказал:
«О Биляль! Неужели ты совсем потерял чувство сострадания, что повел этих женщин мимо убитых? Разве таким образом ты должен был привести их ко мне?» – выразив недовольство его действиями.
Несмотря на сильный страх, Сафийа бинт Хувей выглядела спокойной. Когда она предстала перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), он накинул на нее покров и начал разъяснять религию Ислам. В заключение он предложил ей:
«О Сафийа! Если ты примешь Ислам, я возьму тебя в жены. Если же ты пожелаешь остаться в своей вере, то будешь отпущена и вернешься к своему народу».
Пророк милости и милосердия (саллаллаху алейхи ва саллям), если пожелал, мог бы оставить ее у себя как пленницу. Но он не сделал этого, показав пример того, как следует обходиться с теми, кто оказался в неволе, и не в силах себе помочь. Таким образом, он показал всем, что в основу отношения к человеку всегда и во всем должны быть положены критерии милости и сострадания, независимо от статуса человека, даже если он находится в плену. Человечность и свобода выбора своей веры. Он использовал любую возможность, чтобы открыть людям всю красоту Ислама. Каждому событию он давал оценку, исходя из этой точки зрения. Сафийа бинт Хувей была очень благородной и умной женщиной. Поэтому это предложение нисколько не удивило ее. И то, что она скоро станет женой Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ей стало ясно из сна, в котором она увидела, как к ней в комнату вплыла луна, пришедшая из Медины. Поэтому она без колебаний ответила:
«О Посланник Аллаха! Еще до того как ты призвал меня к Исламу, я страстно желала стать мусульманкой и уверовала в тебя еще до того, как тебя увидела. Теперь меня уже ничего не связывает с иудеями, и я не нуждаюсь в них. В Хайбаре у меня не осталось ни отца, ни брата. Вы освободили меня. Я предпочитаю остаться с Аллахом и Его Посланником, чем получить свободу и вернуться к своему народу».
Гордость вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) был очень рад тому, что Сафийа приняла Ислам. Он, сразу же освободив ее, отпустил на волю. Позже он заключил с ней брак, удостоив чести стать матерью всех правоверных.
Вскоре пришло время возвращаться из Хайбара в Медину. Сафийа (радыйаллаху ‘анха) поспешила изъявить посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) свое пожелание, чтобы тот не разбивал лагерь вблизи Хайбара. Прислушавшись к ее словам, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) велел разбить лагерь вблизи местечка «ас-Сахба», что в двенадцати милях от Хайбара.
Умму Саляма нарядила и украсила Сафийю (радыйаллаху ‘анхума) как невесту и, умастив благовониями, ввела в шатер Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы развеять все ее страхи и беспокойство, начал разговаривать с ней. Он спросил, почему та пожелала остановиться подальше от Хайбара. Она ответила: «О Посланник Аллаха, то место было слишком близко к Хайбару. Я боялась, что иудеи причинят вам какой-нибудь вред. Ибо они могли атаковать вас или придумать еще что-нибудь»
На следующий день состоялась свадьба. Она отличалась от других своим роскошеством. Гостей угощали особым блюдом из очищенных от косточек фиников, перемешанных с маслом.
То, чего боялась Сафийа (радыйаллаху ‘анха), вызывало тревогу не только у нее. Абу Аййуб аль-Ансари (радыйаллаху ‘анху) имел такие же опасения. Несмотря на то, что в эту ночь в караул были назначены другие сахабы, он всю ночь охранял шатер Солнца обоих миров (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда, поднявшись утром, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел у своего шатра Абу Аййуба Аль-Ансари (радыйаллаху ‘анху), он спросил, почему тот не спит в столь ранний час. Тот отвечал:
— О Расулюллах! Я боялся, что вам могут причинить какой-нибудь вред, поэтому не спал.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) остался очень доволен этим поступком Абу Аййуба (радыйаллаху ‘анху). Такая забота очень растрогала его, и он сделал ду’а за него:
— Пусть и тебя хранит Аллах».
По книге Мустафы Эриша