Вопрос:
У меня два вопроса:
1) Если муж произносит слова развода в уме, а не вслух, считается ли это за развод?
2) А если муж говорит: «Если ты будешь меня слушаться, то можешь оставаться, а если нет, то можешь собирать вещи и возвращаться к своим родителям», – будут ли эти слова разводом?
Ответ:
Автор «Аль-Иная шарх аль-Хидая» говорит:
«Если человек совершил намерение на развод, но не произнес эти слова вслух, то развода не будет, так как это приведет к искажению установленной формы развода, а это установление развода через произнесение слов развода».
ولو نوى طلاقا ولم يتلفظ بلفظ لم يعتبر طلاقا لئلا يتغير المشروع وهو شرعية الوقوع بألفاظ
الطلاق.
(العناية شرح الهداية، ج ٤، ص ٥٠)
Для того, чтобы развод произошел, муж должен произнести слова развода вслух. Если же он произносит их про себя, то развод не будет считаться действительным.
Автор «Маракиль-Фалях» говорит:
لو أجرى الطلاق على قلبه وحرّك لسانه من غير تلفظ يسمع، لا يقع
(مراقي الفلاح شرح نور الإيضاح، ص ٥٠، مكتبة امدادية ملتان)
«Если человек будет произносить слова развода про себя или двигать языком, но не произносить звуки слов так, чтобы их можно было услышать, то развода не будет».
Отсюда мы понимаем, что факихи считают одним из условий действительности развода произнесение слов развода вслух.
Имам ад-Дабуси разъяснил основу этого положения в книге «Таъсис ан-Назар»:
قال الدبوسي في تأسيس النظر: الأصل عند الإمام مالك أن العزم على الشيء بمنزلة المباشرة لذلك الشيء و ليس العزم على الشيء بمنزلة المباشرة لذلك الشيء عندنا و على هذا مسائل منها ما قال أصحابنا أن الرجل اذا عزم ان يطلق امرته لا يقع عليها شيء ما لم يوقع الطلاق ص
«Основа в мазхабе имама Малика заключается в том, что желание совершить действие рассматривается как приступание к действию. А согласно нашему мнению (мнению ханафитов), желание совершить какое-то действие не рассматривается как совершение самого действия. И из этой основы вытекают некоторые разногласия. Наши ученые сказали: «Если человек хочет развести свою жену, то развода еще не будет, пока он не произнесет слова развода»».
Что касается второго вопроса, то, согласно мнению факихов, существует два вида развода: сорих (явный) и киная (неявный). Явный – это когда муж использует слова с очевидным смыслом, указывающим на развод, например: «я тебя развожу», «ты разведена» и подобные вещи. А неявный – это произнесение слов, которые могут указывать как на развод, так и на что-то другое, например: «уходи к своим родителям», «ты мне больше не нужна» и подобные вещи.
Для действительности очевидного развода намерение не требуется, поэтому, если муж такие слова произносит даже в шутку, развод будет считаться действительным. А для действительности неявного развода требуется намерение.
Поэтому в случае, описанном в вопросе, ответ будет следующим: если муж намеревался развести жену, то развод (таляк баин) будет считаться действительным.
Что такое таляк баин?
Существует два вида развода: таляк радж`и – это когда муж после слов развода может вернуть жену без заключения нового брака, и такой вид развода происходит, если муж дает один или два развода явными (сорих) словами развода.
Таляк баин – это такой вид развода, когда муж не может вернуть жену без заключения нового брака. И такой развод происходит, если муж разводится с женой неявными словами развода.
Автор «Аль-Хидая» говорит:
قال وبقية الكنايات إذا نوى بها الطلاق كانت واحدة بائنة { الهداية، ج 1، ص 242
«И развод всеми остальными неявными (кинаят) словами развода, если при этом было намерение на развод, будет считаться одним таляком баин».
Абу Али аль-Ашари
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи