Вопрос:
Ассаляму алейкум. Я хочу спросить про никах. Когда я училась в 10-м классе, несколько моих одноклассников, которые сидели рядом со мной, говорили: «Никах такой-то девочки и такого-то мальчика был совершен с махром в один рубль». Они намеревались лишь пошутить. Они называли имена разных мальчиков и девочек. И среди них было и мое имя. Я даже не помню имени мальчика, которого они назвали вместе с моим именем. Никто из девочек не отвечал на эти штуки. Я бы хотела узнать, действителен ли такой брак и есть ли у этой шутки какие-то последствия. И расскажите о минимальных обязательных условиях действительности брака.
Ответ:
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Упомянутый вами никах не был действителен.
وأما ركن النكاح فهو الإيجاب والقبول
.
[البدايع الصناىع ج ٣ ص ٣١٧ دار الكتب العلميه]
إذا قال لامرأة: هذه امرأتي، وقالت المرأة: هذا زوجي، وكانت بمحضر من الشهود لا يكون نكاحاً
[المحيط البرهاني ج ٤ ص ١٠ ادارة القرآن]
وينعقد أي النكاح أي يثبت ويحصل انعقاده بالإيجاب والقبول
[رد المحتار ج ٣ ص ٩ بابي حلبي]
Условия действительности никаха следующие:
1. Предложение с одной стороны (иджаб).
2. Принятие предложения с другой стороны (кабуль).
3. Никах должен быть совершен в присутствии двух свидетелей.
ا (قَالَ:) بَلَغَنَا عَنْ رَسُولِ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَنَّهُ قَالَ: «لَا نِكَاحَ إلَّا بِشُهُودٍ» وَبِهِ أَخَذَ عُلَمَاؤُنَا رَحِمَهُمْ اللَّهُ تَعَالَى
لمبسوط للسرخسي (5/ 30)
حاشية الشلبي علي تبيين الحقائق (2/ 95)
قَالَ الشَّيْخ بَاكِيرٌ — رَحِمَهُ اللَّهُ -: وَشَرْطُهُ الْخَاصُّ: حُضُورُ شَاهِدَيْنِ لَا يَنْعَقِدُ إلَّا بِهِ …(قَوْلُهُ: وَرُكْنُهُ الْإِيجَابُ وَالْقَبُولُ) أَيْ حَتَّى لَا يَنْعَقِدَ بِالتَّعَاطِي اهـ قَالَ فِي الْعِمَادِيَّةِ: حَتَّى لَوْ قَالَتْ امْرَأَةٌ لِرَجُلٍ: زَوَّجْتُك نَفْسِي مِنْك بِدِينَارٍ فَدَفَعَ الدِّينَارَ إلَيْهَا فِي الْمَجْلِسِ، وَلَمْ يَقُلْ بِلِسَانِهِ شَيْئًا لَا يَنْعَقِدُ النِّكَاحُ، وَإِنْ كَانَ بِحَضْرَةِ الشُّهُودِ اهـ قَالَ فِي التَّتَارْخَانِيَّة نَقْلًا عَنْ السِّغْنَاقِيِّ: وَهَذَا الْعَقْدُ لَا يَنْعَقِدُ بِالتَّعَاطِي مُبَالَغَةً فِي صِيَانَةِ الْأَبْضَاعِ مِنْ الْهَتْكِ.
وينعقد أي النكاح أي يثبت ويحصل انعقاده بالإيجاب والقبول
[رد المحتار ج ٣ ص ٩ بابي حلبي]
وأما ركن النكاح فهو الإيجاب والقبول
.
[البدايع الصناىع ج ٣ ص ٣١٧ دار الكتب العلميه]
А Всевышний Аллах знает лучше.
Салим Хан,
Студент Даруль Ифтаа,
Брэдфорд, Великобритания
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.
daruliftaa.net