В традиционных мусульманских семьях часто возникает вопрос: «Когда жена не хочет жить вместе с родителями мужа, а семья мужа настаивает на этом, имеет ли право жена просить отдельное жилье от родителей мужа или нет?»
قال في اللباب: و عليه أي على الزوج أنْ يسكنها في دار منفردة بحسب حالهما كالطعام و الكسوة ليس فيها أحد من أهله سوى طفله الذي لا يفهم الجماع و أمته و أم ولده كما في الدر ص
Автор «Любаб» говорит: «На муже лежит обязанность предоставить жене отдельный дом, соответствующий их возможностям, в котором не было бы никого из его семьи, кроме его ребенка, который еще не понимает вопросы интимной близости, а также [необходимо предоставить] еду и одежду».
قال في البدائع:و لو أراد الزوج أن يسكنها مع ضرتها أو مع أحمائها كأم الرزوج و أخته و بنته من غيرها و أقاربه فأبت ذلك عليه أن يسكنها في منزل مفرد لأنهن ربما يؤذينها و يضرون بها في المساكنة و إباؤها دليل الأذى و الضرر و لأنه يحتاج إلى أن يجامعها و يعاشرها في أي وقت يتفق و لا يمكنه ذلك إذا كان معهما ثالث حتى لو كان في الدار بيوت ففرغ اها بيتا و جعل لبيتها غلقا على حدة قالوا إنها ليس لها أن تطالبه ببيت
Автор «Аль-Бадаи» говорит: «Если муж хочет поселить жену вместе с другой женой либо со своей матерью, сестрой, дочкой от другого брака и другими своими родственниками, но она отказывается там жить, то он должен обеспечить ей отдельное жилье, потому что его родственники могут ей причинить вред и притеснять ее дома. И то, что она отказывается жить вместе с ними, доказывает, что в этом, возможно, заключены для нее неудобства и вреда. Также он нуждается в интимной жизни и совместном отдельном проживании, а это невозможно, если с ними живет кто-то третий. Но если в их владениях есть отдельный дом, который выделен ей, или для места ее проживания сделан ключ только для нее, то ученые говорят, что она не может уже просить отдельный дом».
Из этих слов в «Аль-Бадаи» мы понимаем, что жена не обязана жить вместе с родственниками мужа, если у нее нет отдельного жилья, в котором она могла бы уединиться. Поэтому она имеет право просить для себя отдельное проживание.
Здесь надо указать на определенный нюанс арабского языка: слово «дар» может означать как дом, так и то, что раньше называлось «имение», когда в одной собственности находилось несколько домов. И в наеи время в некоторых мусульманских регионах бывает так, что имеется общий двор и несколько домов, в которых проживают близкие родственники; обычно это семья родителей и сыновья с их женами. И если муж может обеспечить жену таким домом, то она уже не имеет права требовать себе другое жилье.
То же самое мы находим в «Фатава Татархания»:
قال في التاتارخانية: و في الخانية و أما السكنى فحقها في بيت على حدة تأمن على متاعها و لا تستحي عن غيره من معاشرة الزوج م: و للزوج أن يسكنها حيث احب لكن بين جيران صالحين فان أراد الزوج أن يسكنها مع أحد من أقرباءه و في الظهيرية كأمه و غيرها و طلبت المرأة منزلا على حدة فلها ذلك هذا إذا كان البيت واحدا فأما إذا كان دارا فيها بيوت فأعطى لها بيتا يغلق عليها و يفتح فلا يمكن لها أن تطلب بيتا آخر
«В «Аль-Хания»: «Что касается жилья, то иметь отдельное жилье – это право жены. [И речь идет о жилье,] в котором она не боялась бы за свое имущество и не чувствовала бы стеснения перед другими родственниками мужа. Муж имеет право поселить жену, где он захочет, но только среди праведных соседей. И если муж захочет поселить жену вместе со своими родственниками, такими как его мать и другие, а жена просит себе отдельное жилье, то у нее есть такое право, если речь идет об одном доме. Если же у них несколько домов в одном имении (дар) и ей предоставлен отдельный дом, который она может закрывать и открывать, то она уже не может просить для себя другой дом»».
Из этих слов мы понимаем, что современная квартира не может называться словом «дар». И поэтому, даже если в ней отведена отдельная комната для жены, все равно квартира считается одним домом, и жена имеет право требовать проживания отдельно от родителей мужа.
В «Фатава аль-Хинди» сказано, что жена может требовать, чтобы с ними не жил никто из родственников мужа, кроме его матери, а на это (то есть отселить мать) у нее уже нет права. Но Ибн Абидин указывает, что более правильное мнение заключается в том, что у нее есть такое право.
Абу Али аль-Ашари