Вопрос:
Известно, что после развода женщина должна выждать три месячных срока. Можно ли в таком случае принимать гормональные лекарства, чтобы сократить срок ее месячных и/ или промежуток между месячными?
Ответ:
В том, что после развода женщина должна выжидать срок идда, скрыто много мудростей, которые показывают важность института брака в Исламе:
Если муж дал жене отзывной развод (после которого супруги могут помириться без повторного заключения никаха), то во время идда супруги могут изменить свое решение и прийти к примирению;
Если муж дал жене безотзывной развод (когда необходим повторный никах), опять-таки супруги могут обдумать свое решение расстаться и заново заключить брак;
Идда является средством сохранения родословной – во время идда она может понять, беременна она или нет от бывшего мужа, так что происхождение ребенка будет понятно без какой-либо двусмысленности и сомнения.
Принимая во внимание вышесказанное, будет нежелательным принимать лекарства, чтобы ускорить срок идда.
Однако, если состав лекарства не включает запретных компонентов, и оно не окажет вредного влияния на здоровье женщины, будет дозволенным принимать такие лекарства (1) (2).
Но нужно иметь в виду, что идда после развода должна быть не короче трех менструальных циклов, между которыми должно быть не меньше 15 дней чистоты (тухр), так что идда оканчивается с окончанием третьей менструации после развода.
Если же женщина получила развод во время месячных, то эти дни месячных не учитываются при вычислении срока идда.
А Аллах знает лучше.
Сухайл ибн Ариф, помощник муфтия, Даруль Ифта, Чикаго, США.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
_____________
وعليه فالمرضع التي لا ترى الدم في مدة إرضاعها، لا تنقضي عدتها إلا بالحيض كما سيأتي التصريح به في [i]
باب العدة وقال في السراج: سئل بعض المشايخ عن المرضعة إذا لم تر حيضا فعالجته حتى رأت صفرة وقال في
السراج: سئل بعض المشايخ عن المرضعة إذا لم تر حيضا فعالجته حتى رأت صفرة في أيام الحيض قال: هو حيض تنقضي به العدة. اهـ
رد المحتار، ١/ ٣٠٥
وعليه فالمرضع التي لا ترى الدم في مدة إرضاعها، لا تنقضي عدتها إلا بالحيض كما في الدر من باب العدة [ii]
وفي السراج سئل بعض المشايخ عن المرضعة إذا لم تر حيضا فعالجته حتى رأت صفرة في أيام الحيض قال: هو
حيض تنقضي به العدة
مجموعة رسائل ابن عابدين ١/ ٨٣