Никах по ханафитскому мазхабу (8)
Содержание жены, детей и родителей
(часть 1)
Курсивом выделены добавления из толкования «Аль-Хидая» имама Абдуль-Хайя аль-Лякнави.
Содержание жены
Содержание жены — обязанность мужа, и не имеет значения, мусульманка она или нет.
С момента перехода жены под опеку мужа он обязан содержать ее, предоставляя ей еду, одежду и жилье. И в этом вопросе учитывается имущественное положение их обоих. Таким образом, если они оба состоятельные люди, то жене положено богатое содержание. Если они оба бедные — то бедное содержание. Если же жена бедная, а муж состоятельный, то ей положено содержание больше, чем бедное, но меньше, чем богатое. Аналогично – если жена состоятельная, а муж бедный.
Конкретный размер содержания не определяется нашими учеными, в отличие от шафиитского мазхаба, поскольку Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «А на отце ребенка лежит обязанность обеспечивать пропитанием и одеждой их (жен), согласно принятому» (Аль-Бакара, аят 233).
Иными словами, что такое «бедное содержание» и «богатое содержание» определяется временем и местом, потому что различаются обычаи людей в разные времена и в разных местах, их потребности и т. д.
Если женщина не хочет приходить в дом мужа, говоря: «Не приду к тебе, пока ты не отдашь мне махр», – то ее также полагается содержать.
Если муж богатый, то он также должен содержать служанку жены, но не более одной.
Муж обязан поселить жену в отдельном доме (или квартире), в котором, помимо них, не живет никто из его родственников.
Муж имеет право запретить жене принимать в доме детей, ее детей от других браков и других родственников, но не может запретить видеть их (вне дома) или разговаривать с ними.
Если муж и жена, не сойдясь в размере содержания, обратились к кадию и кадий присудил мужу содержать жену как бедному человеку, а затем муж разбогател, то кадий может изменить решение и постановить мужу содержать жену как богатому человеку.
Если муж какое-то время не содержал жену, затем она потребовала от него содержание, то она не может требовать возмещения прошлого содержания, кроме двух случаев:
1. Если кадий потребует этого.
2. Если муж согласится с требуемым количеством (денег или имущества, на которое претендует жена).
В этих двух случаях муж должен выплатить жене содержание за прошедший период.
Если же после этого муж умрет, так и не выплатив жене положенного содержания, то эта обязанность спадает (и не выплачивается, скажем, из наследства). Однако, по мнению имама Мухаммада (рахимахуЛлах), это содержание выплачивается вдове до раздела наследства.
Когда с мужа спадает обязанность содержать жену
Эта обязанность спадает с мужа в следующих ситуациях:
1. Если жена без разрешения мужа покинула его дом — до тех пор, пока она не вернется.
2. Если жена несовершеннолетняя и с ней не может быть близости, даже если она живет у мужа. Если жена совершеннолетняя, а муж – нет и не способен к близости, то ее содержание выплачивается из его средств.
3. Если муж и жена расстались (но не разведены) из-за какого-либо греховного поступка жены (например, прелюбодеяния). Если же она совершила такой поступок после развода (в период идды), то она имеет право на содержание.
4. Если муж умер, то жена не имеет права на содержание в период идды. Если же муж дал жене развод — не имеет значения, окончательный (баин) или неокончательный (раджʼи) — то он обязан содержать ее в период идды.
5. Если жена вышла из Ислама в период идды.
6. Если жена находится под стражей из-за какого-либо преступления (например, невыплаты долга).
7. Если жена отправилась в хадж без махрама.
Если жена заболела, живя в доме мужа (так что он не может вступать с ней в близость), то она имеет право на получение содержания.
Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви
Перевод с арабского языка