Памятка или путеводитель по сайту для новообращенных (1)
В данной статье мы продолжаем краткую подборку советов и ссылок, необходимых новообращенным мусульманкам. Ниже будут приведены советы на тему взаимоотношений с другими людьми, а также даны некоторые советы о том, как правильно вести себя с противоположным полом и искать спутника жизни.
***
6. Брак и семья, как общаться с потенциальным женихом
Если же вы действительно встретили (в реальной жизни или списались через Интернет), как вам кажется, подходящего человека, с которым планируете создать семью, вот некоторые советы на этот счет.
Первое правило: не увлекаться флиртом, легкомысленной болтовней (в интернете — смайликами и сердечками), не обольщаться красивыми словами и обещаниями. Пока вы не муж и жена, ваше общение должно быть сугубо деловым – вы ищете себе не приятеля на время, а спутника жизни и отца своих детей. Если вы общаетесь в Сети, вот что пишет ученый о поиске спутника жизни в интернете: «Поиск спутника жизни через социальные сети: правила поведения».
Если вы решили встретиться в реальной жизни, эта встреча не должна быть наедине. Очень хорошо, если на ней будет присутствовать какой-то старший и богобоязненный человек из местной общины – имам мечети, другой уважаемый в общине мусульманин. В идеале, это должен быть кто-то из ваших родственников-махрам (отец, дядя, дедушка), но если ваши родные — немусульмане, то вряд ли они смогут оценить вашего избранника согласно критериям шариата (хотя в любом случае, стоит познакомить его с вашей семьей и родными, мнение людей, имеющих житейский опыт, часто бывает правильным). Также постарайтесь расспросить о своем избраннике кого-то из его друзей, родственников или сослуживцев.
Многие девушки стесняются задавать прямые и откровенные вопросы, но, к сожалению, без этого обойтись нельзя. Разумеется, первый вопрос – это вопрос вероубеждения и соблюдения религии. Не обольщайтесь утверждениями типа «следую Корану и Сунне» — на самом деле выводить решения непосредственно из Корана и хадисов могли ученые только очень высокого уровня, так что подобное можно говорить только от невежества. Каких убеждений он придерживается, какие книги читает, каких ученых и проповедников слушает? Молится ли он регулярно, держит пост в Рамадан? Избегайте людей, которые скажут, что не совершают намаз или не держат пост, но вот-вот начнут (после женитьбы, как перейдут на другую работу, переедут в другой город). Человека нужно оценивать по тому, кем он является сейчас, а не кем он, возможно, обещает быть в будущем.
Не менее важен вопрос – способен ли он содержать семью: это покажет, насколько молодой человек серьезен и ответственен. Есть ли у него работа, достаточно ли он зарабатывает, чтобы жениться? Если он не работает, как он представляет себе обеспечение семьи – ему будут помогать родители? он рассчитывает на обеспечение со стороны женщины? или вообще его устроит так называемый «гостевой брак» (когда вы просто будете встречаться несколько раз в неделю)? Готовы ли вы к такому положению вещей?
«Десять простых способов избежать брака с неподходящим человеком»
«Советы сестрам, собирающимся замуж»
Вот что пишет ученый Ислама об этом:
«В наши дни многие мужчины внешне религиозны, но это никак не проявляется в их социальной жизни, в их профессии и поведении. А если ненадежно положение в жизни, то вы не найдете и постоянства в религии».
Следующий момент: надо иметь в виду, что этнические мусульмане гораздо сильнее, чем европейцы, зависят от мнения родителей и родных, так что поинтересуйтесь у молодого человека: знают ли о его намерениях жениться на вас его родители и родственники? Если родственники будут против его брака с вами (или вообще он будет скрывать вас от своих родных), то вряд ли ваш брак будет прочным и долгим. Попросите его познакомить вас с кем-то из его семьи, позвонить и пообщаться с родителями – если они живут в другом городе. Если он увиливает от ответа под какими-то предлогами, его намерения нельзя считать серьезными.
Отдельно стоит вопрос многоженства. Согласно шариату, мужчина может иметь нескольких жен (не больше четырех) при условии, что он имеет возможность их обеспечить и относиться к ним по справедливости. Однако многоженство — это вовсе не обязанность (как думают некоторые мужчины)! Это лишь дозволенное, на определенных условиях, действие (см. фетву).
Поскольку в условиях России и стран бывшего СССР многоженство – явление довольно новое и никогда не было особенно распространено среди мусульман, многие мужчины имеют очень превратное понятие о нем. Для них вторая жена – нечто сродни любовнице, женщине, которую заводят на время для разнообразия семейной жизни (или чтобы скрасить свое одиночество в другом городе). Его родные и первая жена о второй чаще всего не знают, ни жильем, ни материально вторую жену он не обеспечивает, а семейная жизнь сводится лишь к разовым посещениям на каких-нибудь съемных квартирах. Так что нужно очень хорошо знать данного человека и быть уверенной в нем, чтобы решиться на положение второй жены.
Раздел сайта, где можно ознакомиться с вопросами многоженства:
Никах и условия его действительности:
Отдельно стоит упомянуть условия, которые делают брак действительным. К сожалению, некоторые молодые люди заключают браки не в мечети, у знающих людей, а приглашают заключить никах какого-нибудь своего знакомого (который имеет весьма приблизительное понятие об условиях и правилах никаха). Вот как примерно происходит процедура бракосочетания (никаха):
Жених и невеста (или их представители – если вдруг они по каким-то причинам не смогли сами присутствовать на никахе), имам или знающий мусульманин, который проводит церемонию, два свидетеля-мужчины или две женщины и один мужчина (мусульмане).
Имам спрашивает жениха (или жених сам говорит), что он берет в жены эту женщину. Женщина отвечает, что она согласна. Имам делает молодым людям наставление о правах и обязанностях супругов в Исламе и объясняет им правила семейной жизни. И так они становятся мужем и женой. Также по шариату муж должен выплатить жене т.н. махр — брачный подарок (это некая сумма денег или какой-то подарок, который обычно назначает невеста или ее семья).
Брак по интернету, по телефону или через смс-сообщения не будет действительным!
«Действителен ли никах, заключенный по скайпу?»
Также жених должен выплатить невесте брачный дар (махр) – иногда недобросовестные женихи говорят, что, дескать, «русской девушке махр выплачивать необязательно». Это неправда.
Если случилось так, что до принятия Ислама вы уже были замужем (или встречались с молодым человеком-немусульманином). Нужно знать, что мусульманка может выйти замуж только за мусульманина! Так что если ваш жених не собирается принимать Ислам, вам придется расстаться с ним. Если же вы уже были в браке, то вашему мужу дается время – обычно около трех месяцев – в течение которых он должен сделать выбор, примет ли он Ислам и будет жить с вами, или вам придется расстаться:
«Расторгается ли брак новообращенной мусульманки с немусульманином?»
7. Отношения с немусульманами
Приняв Ислам, вы, скорее всего (если только вы не живете в мусульманской республике или стране), окажетесь в окружении немусульман – родителей, соседей, коллег по работе или товарищей по учебе.
Что здесь важно — в общении с немусульманами нужно избегать одной из двух крайностей.
Первая: когда новообращенные мусульмане, боясь конфликтов, медлят с соблюдением даже обязательных вещей в религии (намаза, хиджаба), оправдываясь тем, что это не нравится их родителям или окружающим людям. Другая, когда они, наоборот, слишком выпячивают свою религиозность, ведут себя агрессивно и вызывающе, относятся к немусульманам враждебно и недружелюбно, даже без всяких причин.
Нужно помнить, что, несмотря на то, что в Исламе резко разделяются правильная вера и неверие (заблуждения), мы не имеем права переносить такое (отрицательное) отношение к неверию на конкретных людей (немусульман)! Особенно, если речь идет об окружающих нас людях: родителях и других родственниках, соседях, коллегах. Наоборот, мусульманин должен быть примером воспитанного, мягкого и доброжелательного поведения.
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними (неверующими) наилучшим образом» (Пчелы: 125).
Наши родители и родственники продолжают оставаться нашими близкими людьми, которые имеют право на нашу любовь, заботу, хорошее отношение и помощь. Однако, в отношениях с родственниками нужно четко помнить золотое правило:
«Нет послушания созданиям (людям) в ослушании Создателя» (хадис привел Ахмад).
То есть, если даже ваши родители будут против вашего хиджаба или намаза, им не нравится, что вы не хотите есть какую-то приготовленную ими пищу (если она запретна), или участвовать в вечеринках и ходить в гости, если там будет алкоголь, вы должны осторожно, вежливо, но, тем не менее, твердо сообщить, что должны соблюдать то, что предписано вашей религией. Не смущайтесь и не отступайте перед их недовольством и упреками – все новообращенные проходят через это, так что на данном этапе нужно набраться терпения, через какое-то время, увидев вашу твердость и серьезность, родные оставят вас в покое.
Ни в коем случае нельзя участвовать в религиозных обрядах других религий! Так что, как бы вас не упрашивали или не сердились на вас ваши родственники, вы не можете креститься, ставить свечки перед иконами в церкви, участвовать в богослужениях и каких-то церковных обрядах, поскольку такие действия считаются вероотступничеством.
Главное, нужно не забывать показывать свою религиозность не сколько словами, сколько делами: лишний раз помогите родным по дому, проявите участие к соседям или сослуживцам (товарищам по учебе), поднесите сумку или переведите через дорогу пожилого человека на улице, помогите молодой маме поднять коляску с ребенком в автобус или подъезд. Добрые дела люди всегда оценят выше любых слов и запомнят, таким образом, иншаАллах, вы поможете созданию положительного облика мусульман в глазах людей.
Избегайте споров и дискуссий, кроме крайней необходимости!
Еще одна беда новообращенных – чрезмерная любовь к спорам и дискуссиям, особенно в интернет-пространствах. Не обучившись еще правильно читать суру Фатиха в намазе или совершать омовение, молодые люди не жалея сил, тратят время на споры с христианами, атеистами, заблудшими мусульманами. Такие споры опасны по многим причинам:
• Во-первых, вы тратите много времени впустую вместо изучения действительно необходимых вам вещей, незнание которых может сделать недействительным ваше поклонение. После смерти Всевышний не спросит вас – скольких немусульман вы смогли переспорить, однако спросит за неправильное совершение омовения или намаза.
• Другая опасность в том, что вам может встретиться умный и знающий оппонент, который собьет вас с толку каверзными вопросами, и у вас появится сомнение в вашей вере. Не потому что на его вопросы действительно нет ответа у мусульман, но лично вы этих ответов можете не знать.
• Также опасность состоит в том, что вы можете по незнанию неверно приписать Исламу то, что к нему не относится, или наоборот, «вывести» из религии какие-то обязательные в ней вещи. Или вообще сказать нечто, что выведет вас из Ислама, да убережет Аллах!
• Даже если вы успешно «отбиваете» все атаки и сами ставите в тупик собеседников, у вас портится характер – вы становитесь заносчивым, грубым, агрессивным, можете в пылу спора оскорбить и унизить другого человека, что повредит не только лично вам, но и облику Ислама в целом: утвердит немусульман в убеждении о грубости и жестокости мусульман.
Часто задаваемые вопросы:
1. Можно ли мусульманке работать или учиться?
Мусульманке дозволено учиться или работать, но при определенных условиях:
• она сможет в учебном заведении или на рабочем месте соблюдать правила хиджаба (покрывать себя), совершать намаз; а также воздерживаться от запретного — например, не принимать участие в вечеринках с алкоголем.
• ей не придется часто общаться с мужчинами (в идеале – это должен быть женский коллектив, но в любом случае, общение с мужчинами должно быть сведено к минимуму).
• Сам вид трудовой деятельности не должен быть таким, какой запрещен в Исламе (банковская деятельность, продажа спиртных напитков и запретных продуктов, шоу-бизнес, актерская работа). (см. фетву «Женская занятость и шариат»)
2. Можно ли отмечать религиозные или светские праздники или поздравлять с такими праздниками?
«Можно ли праздновать Новый год?»
Праздновать светские праздники (Новый год, Восьмое марта) весьма нежелательно, тем более, что такие мероприятия обычно сопровождаются в нашей стране застольем с алкоголем, на которых мусульманам присутствовать не дозволено.
Отдельно стоит вопрос дня рождения:
«Можно ли поздравлять с днем рождения»
Ученый считает, что нет ничего дурного, чтобы пожелать человеку в этот день чего-то хорошего, но лучше воздержаться от празднования этого дня, особенно таким образом, какой принят у немусульман.
3. Как найти себе спутника жизни, если в Исламе предписано такое строгое разделение полов?
В соблюдающих религиозных семьях женихов и невест ищут своим детям родители, но в нашем случае об этом говорить не стоит. После принятия Ислама у вас, скорее всего, появятся подруги-мусульманки, многие из которых уже замужем. Попросите их о помощи – а скорее всего, они сами периодически будут знакомить вас с молодыми людьми, которые ищут жену. Как вести себя с ними – см. выше. Не смотрите на внешность, смотрите на характер и поведение, не стесняйтесь задавать (сами или попросите узнать других, если смущаетесь) вопросы («Вопросы потенциальному супругу»). И разумеется, просите Аллаха о помощи, делайте дуа и намаз-истихара. Также есть вероятность, что вы познакомитесь с молодыми людьми в Интернете — правила поведения также объяснены выше.
4. Некоторые мусульмане спрашивают: «как мне убедить родителей, что Ислам – это истина?»
На данном этапе не стоит ставить себе таких глобальных задач (как обращение всех окружающих в Ислам), ваша цель сейчас – сохранить свой собственный иман и соблюдать хотя бы обязательные вещи из религии, хотя, разумеется, вам следует просить Аллаха наставить ваших родных на истину. Поначалу вашим родным, возможно, трудно будет привыкнуть, что их дочка сменила веру и ведет какой-то иной, чем все, образ жизни.
Главное, показать им положительные моменты этого образа жизни:
• «Я хожу в закрытой одежде — зато меня уважают мужчины (не пристают ко мне и не говорят нескромных вещей), а наоборот, даже иногда уступают место в транспорте».
• «Я не ем свинины и вообще мяса, которое зарезано не по правилам шариата — это полезно для здоровья».
• «Я не употребляю спиртное и не курю — так я сохраню свое здоровье для себя и будущих детей».
• «Я не собираюсь потерять девственность с первым встречным парнем, а потом менять приятелей, страдать и мучиться в каких-то временных отношениях, которые ни к чему серьезному не ведут. ИншаАллах, я встречу порядочного, работящего, трезвого молодого человека, который не будет мне изменять, с кем я могу быть спокойна за себя и своих детей».
Ведь образ жизни, который принят в Исламе — это нормальный стиль жизни любого традиционного общества — и в России, и в Европе, и в Азии.
***
Еще раз повторим важные моменты:
новообращенным следует усердствовать в получении достоверных знаний;
как можно скорее научиться совершать обязательное поклонение (прежде всего, читать намаз) и выполнять его регулярно;
и не забывать о таком оружии верующего как дуа, обращение к Аллаху. Обращаться к Аллаху (вне намаза) можно на любом языке, в любой форме (вслух и про себя) и любом месте.
ИншаАллах, если вы действительно будете искренни и усердны, Аллах облегчит вам соблюдение религии.
Да поможет нам всем Всевышний Аллах.
Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и сподвижникам, и всем, кто следует за ними вплоть до Судного дня. Амин.
Муслима (Аня) Кобулова