Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – это развод» (Абу Дауд, аль-Хаким).
Также Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Если женщина попросит у мужа развод без причины на то, она не почувствует даже запаха Рая» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Слово «развод (по-арабски «ат-толяк») образовано от «аль-итляк», что значит «отсылать, оставлять, снимать ограничения». В шариатской же терминологии развод – это право мужа прекратить действительность никаха путем произнесения определенных слов, и это право может осуществиться немедленно, как в случае с разводом «аль-баин», или в будущем, по истечению периода идда, как в случае с разводом «радж’и».
Кто может дать развод, а кто – нет
Действителен развод, данный мужем, если тот совершеннолетний, не сумасшедший и бодрствует. И не действителен развод, данный несовершеннолетним, сумасшедшим или спящим.
Развод, данный по принуждению (когда один человек заставляет другого дать развод своей жене под угрозой смерти или увечья), действителен. Также действителен развод, данный в состоянии опьянения, однако, согласно мнению имама аль-Кархы и имама ат-Тахави, такой развод не действителен.
Немой дает развод при помощи жестов.
Виды развода
Развод по способу совершения бывает двух видов:
1) Развод, соответствующий Сунне (толяк Сунна);
2) Развод, являющийся нововведением (толяк бидʼа).
Развод, соответствующий Сунне
Развод, соответствующий Сунне, может быть осуществлен двумя способами:
1) приемлемым (хасан);
2) наилучшим (ахсан).
Наилучший способ:
Муж дает жене один развод «раджʼи» (подробно об этом, иншаАллах, будет в седьмой части) в период ее чистоты (тухр), в который у него с ней не было половой близости. Затем он оставляет ее, пока не окончится ее идда.
Хороший способ:
Муж дает жене один развод «раджʼи» в период ее чистоты, в который у него с ней не было близости, затем еще один развод в следующий период чистоты и третий – в третий период чистоты.
Развод может соответствовать Сунне либо в количестве данных разводов, либо во времени его осуществления.
С точки зрения Сунны в количестве, равны между собой женщина, с которой была половая близость, и женщина, с которой близости не было. В обоих случаях желательно дать один развод и дождаться окончания ее периода идда.
Что касается Сунны во времени, то та, с кем была близость, и та, с кем близости не было, различаются, поскольку, если с женщиной была близость, давать ей развод в период ее менструации нежелательно (макрух). А если с этой женщиной не было близости, то нет нежелательности в том, чтобы дать ей развод в период ее менструации.
Развод, данный женщине, у которой нет менструации
Если у женщины нет менструации из-за несовершеннолетия или, наоборот, из-за ее преклонного возраста и муж решил дать ей трехкратный развод, соответствующий Сунне, то ему следует дать ей один развод, через месяц – второй, еще через месяц – третий.
Разрешается давать развод женщине, у которой нет менструации, а также беременной, не выжидая время после половой близости. Если мужчина захотел дать развод беременной жене, то ему следует выждать после каждого развода месяц, по мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, а по мнению имама Мухаммада – только однократный развод, данный беременной, соответствует Сунне.
Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви
Перевод с арабского языка