Различные вопросы, связанные с формулировками развода
1. Если муж скажет жене: «Ты разведена, иншааЛлах (если пожелает Аллах)», – не разделяя «ты разведена» и «иншааЛлах», то развода не произойдет. А если скажет «ты разведена», помолчит, затем добавит «иншааЛлах», развод будет действителен.
2. Если муж скажет жене: «Даю тебе три развода, кроме одного», – то произойдут два развода. Если скажет «три, кроме двух», то произойдет один развод.
3. Если муж свяжет слова развода с указанием места, например, скажет: «Ты разведена в Мекке», – развод произойдет сразу, независимо от того, где находятся муж и жена. Однако если муж скажет: «Ты разведена, если въедешь в Мекку», – то развод произойдет лишь в случае въезда жены в Мекку, поскольку это ситуация связывания развода с условием.
4. Если муж скажет жене: «Ты разведена с завтрашнего дня», – то развод произойдет с наступления времени утреннего намаза (фаджр) следующего дня.
Развод, данный жене, с которой не было половой близости
Если муж даст жене до вступления с ней в половую близость троекратный развод одной фразой «даю тебе три развода» (или «ты разведена трижды»), то произойдут три развода.
Если же он повторит слова развода трижды: «ты разведена, ты разведена, ты разведена», – то после первой фразы произойдет окончательный развод (баин), а вторая и третья фразы не будут иметь силы, то есть произойдет однократный развод.
Если муж скажет жене, с которой не было близости: «Даю тебе один развод и один развод», – то произойдет только один развод. Также один развод произойдет, если сказать: «Даю один развод, до еще одного», – или: «Один развод, после него еще один».
Однако если сказать «даю один развод, до него еще один», или «даю один развод после еще одного», или «вместе с еще одним», или «вместе с ним еще один», то вступят в силу два развода.
Примечание: как мы видим, вопрос вступления/невступления в силу развода, связанный с нюансами его формулировок, – дело сложное и полное нюансов. Поэтому супругам, оказавшимся в такой ситуации, следует для выяснения всех обстоятельств обратиться к муфтию, кадию или компетентному имаму, в точности повторив ему ту формулировку, которая была использована мужем для развода. Только в этом случае супруги защитят себя от сомнений в законности своего брака и возможных опасностей, связанных с совместной жизнью в недействительном браке.
Из книги «Аль-Фикх аль-муяссар ‘аля мазхаби имам Аби Ханифа» шейха Рашида Хусайна ан-Надви
Перевод с арабского языка