Для многих людей уже стало привычкой размещать в социальных сетях фотографии всех событий, которые происходят в нашей жизни. Однако, нам следует быть очень осторожными с этим, поскольку люди могут быть завистливы, и дурной глаз – это истина. А таким образом вы приглашаете людей позавидовать вам. Вы как бы говорите: «Посмотрите, что я ем, что я купил, что я делаю!»
Во время каждого приема пищи некоторые люди публикуют фотографии (того, что они едят) или изменяют фотографии профиля. Каждый день на их страницах появляются новые фотографии того, что они носят и как выглядят. Куда бы они не пошли, они стремятся поделиться этим со всем миром в социальных сетях.
В суре «Юсуф» есть урок для нас относительно этого. Когда Якуб (мир ему) отправляет сыновей в Египет за пищей (где живет их брат), он дает им наставление:
«О сыны мои! Не входите (в Египет) через одни ворота, а входите через разные ворота (чтобы не привлекать внимания людей, которые могут причинить вред) (12,67).
Одна из причин этого (повеления), как упоминается в тафсирах, состоит в том, чтобы завистливые и дурные глаза людей не причинили им вреда.
Еще раньше отец говорит самому Юсуфу (мир ему):
«Сказал (Йакуб): «О сынок мой, не рассказывай своего видения твоим братьям, (чтобы они не стали завидовать тебе) ибо они замыслят против тебя хитрость» (12, 5).
Важно научиться осторожности, прежде чем загружать фотографии своих детей или родственников, пищи, которую мы едим, вещей, которые мы покупаем, мест, которые мы посетили. Это вовсе не означает запрет пользоваться современными технологиями, но нужно использовать их ответственно. Используйте их наилучшим образом, но так, чтобы они не уничтожили вас самих.
Иногда пользователи социальных сетей публикуют десятки картинок каких-то вещей (автомобилей, компьютеров, нового дома или квартиры), которые другие люди страстно хотят иметь и часто работают целую жизнь, чтобы добиться их, но тут им кажется, что кто-то добился этого легко и непринужденно. Не все люди могут смириться с чужими успехами, наступит время, когда они будут испытывать недобрые чувства по отношению к вам.
Естественно, что мы стараемся запечатлеть хорошие моменты нашей жизни. Представьте себе, что было бы, если мы помещали в наши профили фотографии и рассказы о всех плохих вещах, которые с нами случились. Мы жили бы в грусти и печали. Природа человека такова, что ему хочется создать хорошую картинку и образ самого себя.
Дурным глазом, айн аль-хасад по-арабски, называется взгляд одного человека на другого, который может принести ему бедствие или болезнь. Этот взгляд может быть связан с завистью, ревностью или даже чрезмерным восхищением.
Ибн Кайим писал об этом: «Каждый, кто делает сглаз, ревнует, но не всякий, кто ревнует, делает сглаз…» Далее он пишет: «Это начинается, когда человеку нравится что-то (что есть у другого), тогда его низшая душа (нафс) останавливается на этом предмете, и глядя постоянно на человека, который его имеет, он (завистник) направляет на него свой яд…»
Сглаз может быть даже непреднамеренным.
«И поистине, те, которые стали неверующими, почти что заставляют тебя поскользнуться (о, Пророк) своими взорами» (68, 51).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) и другие толкователи говорят: «заставляют тебя поскользнуться» сказано в смысле «оказать на тебя дурное влияние». «Своими взорами» означает, что они стараются оказать на тебя дурное влияние своими глазами».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Дурной глаз – это истина» (хадис 3879, Сунан Абу Дауд).
Хотя чаще всего сглаз исходит от людей, которые ревнуют или завидуют, он также может исходить от людей, которые не ревнивы, но имеют склонность к чему-то.
«Тот из вас, кто видит что-то, что ему нравится, у себя, в своем имуществе или у своего брата, пусть молится за их благословение, поскольку дурной глаз – это истина» (Передал Ибн ас-Сунни в «Амль аль-Йаум валь-Лайля»).
Хотя важно всегда контролировать свой взгляд, также важно не вызывать чужую зависть и сглаз. Человек может нанести вред себе и своему имуществу – не обязательно ревностью, но даже чрезмерным восхищением (чужим или своим собственным).
Источник: Jamiatul Ulama