Хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику
Вероотступничество (пусть Аллах защитит нас от этого) принадлежит к темам, которым, как мы глубоко убеждены, надо уделять много внимания.
Много вопросов, связанных с этим, было уже разобрано, хвала Аллаху, но осталось очень много частностей, о которых нас спрашивают и которые требуют детального исследования.
Нас часто спрашивали: «Согласно ханафитскому мазхабу, если кто-то из супругов выходит из Ислама, то брак автоматически расторгается. Такое расторжение брака – это развод или нет? Если до ридды у мужа было не использовано три развода, затем кто-то из супругов впал в неверие, а после покаяния (тауба) они возобновили брак, то у мужа теперь остается два развода или по-прежнему три?»
Основа изложена в «Аль-Фатава ат-Татархания»:
قال في الفتاوى التاتارخانية: إذا تكلمت بالكفر وقلبها مطمئن بانت و هي مشركة ج 3 ص
«Если жена произнесла слова куфра, а ее сердце наполнено иманом, то брак расторгается, а она мушрик».
Мы видим, что основа ханафитского мазхаба – это автоматическое расторжение брака, если один из супругов впал в неверие.
А что касается нашего вопроса:
قال في القدوري: و إذا ارتد أحد الزوجين عن الإسلام وقعت البينونة بينهما و كانت الفرقة بينهما بغير طلاق ص 488-
В «Мухтасар аль-Кудури» сказано: «Если один из супругов отступает от веры, то их брак расторгается, а расторжение брака происходит без развода».
قال في المختار: و إذا ارتدّ أحد الزوجين وقعت الفرقة بغير طلاق
В «Аль-Мухтар» сказано: «Если кто-то из супругов отступает от веры, то они разделяются без развода».
قال في الإختيار: الردة تنافي المحلية كالمحرمية و الطلاق رافع فتعذر أن تكون الفرقة طلاقا و لهذا لا يحتاج في الفرقة هنا إلى القضاء
В «Аль-Ихтияр» сказано: «Веротступничество отвергает возможность [брака], подобно родству, поэтому возможность развода устраняется, таким образом, затруднительно считать это разделение [между супругами по причине ридды одного из них] разводом. И по этой причине такое разделение между ними не нуждается в судейском решении».
Имам аль-Мусили, рахимахуллах, хочет сказать, что вероотступник (муртадд) не может заключать брак и любой брак с ним не действителен, поэтому он подобен родственнику, на котором нельзя жениться, и значит, как следствие, невозможно и развестись с ним. Таким образом, сама возможность развода устраняется.
Также важно указать на последние слова имама аль-Мусили, рахимахуллах: «…не нуждается в судейском решении». Это означает, что их брак расторгается автоматически, и никакое решение судьи не требуется, и поэтому половая близость между ними будет запретной.
قال في الدر: و ارتداد أحدهما أي الزوجين فسخ فلا ينقص عدداً عاجل بلا قضاء
В «Ад-Дурр» говорится: «Вероотступничество одного из них, то есть супругов, является моментальным расторжением брака (фасх) без уменьшения количества разводов и без судейского решения».
قال ابن عابدين: قوله فلا ينقص عددا فلو ارتدّ مراراً و جدد الإسلام في كل مرة و جدد النكاح على قول أبي حنيفة تحل امرأته من غير إصابة زوج ثان
Ибн Абидин разъясняет слова аль-Хаскафи «количество разводов не уменьшается»: «Если человек много раз впадал в неверие, а затем каждый раз обновлял Ислам и никах, то, по мнению Абу Ханифы, эта женщина дозволена ему, даже если не выходила замуж за другого мужчину».
Например, если человек три раза впадал в неверие и каждый раз обновлял Ислам и свой брак, то, если бы это уменьшало количество разводов, на четвертый раз он мог бы жениться на своей бывшей жене только после того, как она разведется с другим мужчиной при том условии, что между ними произошла супружеская близость. Но, согласно мнению Абу Ханифы, количество разводов не уменьшается.
Исключение: если они оба впали в неверие одновременно и затем одновременно покаялись, то их брак остается действительным.
قال في الدر: و بقي النكاح إن ارتدا معاً بأن لم يعلم السبق فيجعل كالغرقى ثم أسلما كذلك استحسانا و فسد إن أسلم أحدهما قبل الاخ
В «Ад-Дурр» сказано: «Никах остается действительным, если супруги впадут в неверие одновременно, таким образом, что не будет известно, кто именно из них впал в неверие первым, то [шариатское] решение насчет них будет подобно решению насчет утонувших. Затем, если они уверуют вместе, – также. И брак расторгается, если кто-то один из них уверует раньше другого».
Здесь не предъявляется условие, чтобы они впали в неверие буквально в один миг. Достаточно того, чтобы это произошло так, что невозможно определить, кто был первым, а кто – вторым. И шариатское решение будет подобно решению насчет двух утонувших: если невозможно определить, кто утонул раньше, а кто – позже, то выносится решение, что они утонули одновременно и никто из них не наследует от другого.
قال في التاتارخانية: و لو ارتد الزوجان معا لم تقع الفرقة استحسانا عند علمائنا الثلاثة و في الهداية: قال زفر رحمه الله: يبطل النكاح م: فإن اسلما فهما على نكاحهما و في الزاد: و القياس أن تقع الفرقة بينهما و هو قول زفر و الشافعي م: و إن أسلم أحدهما وقعت الفرقة بينهما و في الظهيرية: و إن لم يعرف سبق أحدهما في الإرتداد يجعل في الحكم كأنهما ارتدا معاً كما في الغرقى و الحرقى ج3 ص 178
В «Ат-Татархания» говорится: «Если супруги впадут в неверие одновременно, то их брак не расторгается, по мнению трех наших ученых (Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада)». В «Аль-Хидая» сказано: «Зуфар, рахимахуллах, сказал, что брак аннулируется».
Вопрос:
И если они одновременно уверуют, то их брак будет также действителен. В «Аз-Зад» говорится: «И сравнение по аналогии (кыяс) предполагает, что их брак также должен быть расторгнут, на что указывает мнение Зуфара и Шафии.
Вопрос:
Если же уверует один раньше другого, то их брак расторгается. В «Аз-Захирия» сказано: «Если невозможно узнать, кто из них впал в неверие раньше другого, то выносится решение, что они впали в неверие одновременно, подобно тому как поступают с утонувшими и сгоревшими»».
Эта цитата из «Фатава ат-Татархания» позволяет нам сделать важный вывод: «Если муж и жена оба впали в неверие и не могут определить, кто из них впал в неверие раньше, то считается, что они отступили от веры вместе, и их брак действителен».
Это очень важно, потому что зачастую люди впадают в неверие по причине слов или действий, которым не придавали особого значения, и случается, что муж и жена совершали нечто схожее. И если они не могут определить, кто из них совершил ридду раньше, то выносится решение, что они отступили от веры одновременно.
Это также подтверждает имам Абу Бакр аль-Джасас, рахимахуллах, в своем комментарии к «Мухтасар ат-Тахави», отвечая на вопрос: «А как могут два человека впасть в неверие одновременно? Это же невозможно!»
قال الجصاص في شرحه على مختصر الطحاوي: كل أمرين لا يعلم تقدم أحدهما على صاحبه سقط حكم التاريخ فيه و صارا كأنهما وقعا معاً ج 4 ص 359
«Если нельзя определить, кто совершил действие раньше другого, то вопрос времени снимается, и считается, что они совершили его одновременно».
Также имам аль-Джассас приводит довод на это из практики сподвижников:
قال الجصاص في شرحه على مختصر الطحاوي: و قد قامت الدلالة من إقرار الصحابة من أسلم من أهل الردة على نسائهم على أنهما لم يختلف بهما الدينان لم توجب الفرقة ج 4 ص 360
«И доводом служит то, что вероотступников, которые возвращались в Ислам после ридды, принимали с их женами, считая, что они не принадлежали к двум разным религиям, а поэтому между ними не происходило разделения».
Когда сподвижники, да будет доволен им Аллах, начали свою войну с верооотступниками, они не говорили о расторжении их брака, когда те вновь принимали Ислам, считая, что вероотступники впали в неверие вместе, а затем также вместе приняли Ислам, поэтому не было такого, что муж был вероотступником, а жена – мусульманкой или наоборот.
Отсюда мы делаем три вывода:
А Всевышний Аллах знает лучше.
Абу Али аль-Ашари